Составить бизнес-план бесплатно
Бизнес-план представляет собой детальное описание стартапа со всеми деталями: расчетами выручки, затрат, продаж на ближайшие 3-5 лет (чем шире прогнозирование – тем лучше). Этот документ обязательно запросят потенциальные инвесторы или банки, если вы будете захотите взять кредит для запуска бизнеса. А еще бизнес-план послужит вам руководством, вы всегда сможете к нему обратиться, чтобы восстановить схему бизнеса в голове и найти ответы на некоторые вопросы.
Основная цель бизнес-плана – убедить инвесторов и партнеров в том, что ваше дело действительно прибыльное, перспективное и полезное. Что вы сумеете раскрутить его и занять место под солнцем на рынке
Бизнес-план должен включать:
- описание товара/услуги, которую собираетесь производить;
- анализ конкурентов и рыночной ситуации;
- план производства продукта/создания услуги;
- описание структуры компании;
- маркетинговый план продвижения;
- план финансового развития.
Документ должен дать четкое понимание, сколько средств потребуется для запуска и раскрутки дела, и какой в итоге будет первоначальная и перспективная выручка, за какой срок окупятся первоначальные вложения.
Давайте разберемся, из какие структурных единиц состоит бизнес-план.
Резюме
Этот блок похож на автореферат в научно-исследовательской работе. В резюме необходимо лаконично рассказать о ключевых моментах стартапа, то есть перечислить перечисленную в предыдущем пункте информацию, но без деталей и «разглагольствований». В некотором роде это визитная карточка проекта, главная задача которой – заинтересовать инвесторов и заставить их прочитать бизнес-план целиком.
Включите в резюме следующую информацию:
- Конкурентные преимущества вашего проекта.
- На какую целевую аудиторию рассчитан продукт.
- Как будет меняться спрос на продукт и как вы планируете адаптироваться к изменениям.
- Сколько средств необходимо для запуска дела, как скоро вложения окупятся.
- Какой доход будет приносить бизнес спустя полгода-год-три года и т.д.
Описание продукта
В данном блоке бизнес-плана необходимо подробнее познакомить читателя с продуктом. который планируете производить. Рассмотрите его с разных сторон: расскажите о новизне, актуальности и уникальности продукта, способах его продвижения и предполагаемом на него спросе.
Пример описания продукта смотрите в иллюстрации ниже.
Анализ рынка
Если у вас есть готовая бизнес-стратегия, можете просто перенести оттуда информацию об анализе рынка в бизнес-план. Подробно распишите следующую информацию:
- информацию о конкурентах в вашем городе или локации, на которой планируете вести продажи;
- сведения о точках продаж, через которые можно продвигать продукт;
- предположения, на какую долю рынка вы объективно можете претендовать.
На иллюстрации ниже приведен пример того, какте точки продаж могут быть для стартапа по производству шоколадных изделий.
Характеристики потенциальной целевой аудитории
В этом блоке распишите, на кого рассчитан ваш продукт, кто может быть в нем заинтересован. Даже если товар универсальный (для всех), такой ответ инвесторов совсем не устроит. Необходимо расписать целевую аудиторию по следующим критериям:
- пол;
- возраст (до 18, 18-25, 25-35, 35-45, 45-55, 55 +);
- семейное положение;
- финансовый достаток;
- образование;
- интересы;
- желания и страхи и при покупке товаров.
Чем больше информации сможете указать для каждой категории целевой аудитории, тем лучше. Это в первую очередь нужно вам, чтобы понимать покупателей достаточно глубоко и суметь сформулировать идеальное торговое предложение.
Производственный план и расчет себестоимости
Для расчета себестоимости вам нужно оценить:
- вложения в производство или закупку сырья, упаковки у поставщика;
- оплату труда сотрудников в расчете на единицу товара/времени;
- косвенные затраты: аренду помещения и оборудования, коммунальные услуги, помощь подрядчиков
- затраты на рекламу и продвижение;
- финансовые затраты на обслуживание кредита или займа.
Пример производственного плана демонстрирует иллюстрация ниже.
План продвижения
Главная задача продвижения — успешно занять определенную нишу на рынке, заполучить определенный процент потребителей продукта, который вы производите.
Хороший план продвижения должен отвечать на следующие вопросы:
- Что я собираюсь предложить потребителям? Имеется в виду не только сам товар, но и его составляющие: УТП, стоимость, бонусы, система скидок и проч.
- Через какие каналы следует продавать? Можно организовать не только прямые продажи, но и через партнерские сети.
- Как лучше стимулировать продажи? Речь идет о программе лояльности, бонусных программах, акциях и т.д.
- Какую рекламную поддержку выбрать? Прямая реклама, промо-акции, участие в городских мероприятиях, выставках, спонсорство, реклама в соц.сетях и проч.
Организационный план
Здесь вы описываете структуру компании.
Опишите, из каких подразделений будет состоять компания, как они будут взаимодействовать. По возможности опишите бизнес-процессы, подробную информацию о топ-менеджерах (идеально – приложить резюме). Расскажите, что будет входить в обязанности каждого подразделения, какова их зона ответственности.
Финансовый план
Вам нужно описать все источники финансирования и доходы, а также все расходы — разовые, регулярные и периодические — с учетом маркетингового, производственного и организационного планов.
Заранее продумайте, на какие деньги вы будете развивать бизнес. Сколько собственных средств вы готовы вложить? У кого смогли бы занять дополнительные? Например, у банков или микрофинансовых организаций. А может быть, вы обратитесь к инвесторам, которые получат долю в компании и станут вашими партнерами.