Методы исследования в дипломной работе
Под методами исследования в дипломной работе подразумеваются виды процедур по сбору и анализу информации. Любая научно-исследовательская работа должна быть подготовлена с применение определенных методов исследования. Их наименования необходимо перечислить во вступительной части проекта (введении).
Методы исследования различаются по своей сути. При их выборе в первую очередь важно определить, какие сведения вам необходимы и как вы собираетесь их получить. В зависимости от этого различают следующие виды исследований:
- Качественные и количественны. Первые подразумевают подробный работ какого-либо вопроса, например, с помощью интервью. Вторые представляют собой исследования, результаты которого можно оформить в виде диаграммы, графика и т.д. (опрос, анкетирование и проч.).
- Первичные и вторичные. Первичные – это те сведения, которые вы собрали самостоятельно, без посредников. Вторичные – те, что представлены в уже существующих работах других авторов.
- Описательные и экспериментальные. В первом случае нужно наблюдать за объектом/явлением и фиксировать его характеристики. Во втором – проводить с ним эксперимент.
После того, как определитесь с типом необходимой информации и способом ее добычи, подумайте, как собираетесь ее изучать. Для количественных данных можно использовать методы статистического анализа, чтобы проверить взаимосвязь между переменными. В отношении качественных данных можно применить такие методы, как тематический анализ, для выявления закономерностей.
Методы сбора данных
Данные – эта та информация, которая поможет вам решить исследовательский вопрос или разобраться в нем более детально.
Качественные и количественные исследования
Как правило, работы гуманитарной направленности подразумевают качественное исследование. В таких работах чаще всего рассматриваются какие-либо идеи и явления, которые довольно сложно описать с помощью статистических данных.
Количественные исследования подходят для проектов технической направленности. Также можете их применить в случае, если хотите сопоставить количество сторонников одной гипотезы и другой.
Еще есть смешанный тип исследований, когда применяют как качественные, так и количественные.
|
Примеры |
Плюсы |
Минусы |
Качественные исследования |
Наблюдение Интервью Фокус-группа Эксперимент
|
Можно менять суть исследования по мере расширения знаний по теме |
Нельзя сделать статистику, которая будет применима к других похожим объектам |
Можно проводить с небольшими выборками |
Невозможно или трудно стандартизировать процесс исследования |
||
Количественные исследования |
Массовые опросы Анкетирование Тестирование Наблюдение Эксперимент |
Можно одновременно использовать для изучения большого количества объектов/явлений |
Требуются навыки статистического анализа |
Необходимы стандартизированные образцы опросов/анкет для проведения исследования |
Первичные и вторичные исследования
Первичные данные – любые сведения, которые вы собираете самостоятельно в рамках научно-исследовательской работы (например, самостоятельно делаете выборку и проводи опрос, эксперимент и проч.). Вторичные данные – это те, что собраны из других источников информации: документов, анкет, литературы, существующих статистик и т.д.
Чаще всего при изучении какого-то вопроса, который ранее никто не поднимал, придется запастись терпением и собрать первичную информацию. Бывает, суть этого нового вопроса заключается в систематизации существующих знаний по разным проблемам. Тогда можете прибегнуть и ко вторичным данным.
|
Примеры |
Плюсы |
Минусы |
Первичные исследования |
Наблюдение Анкетирование/опрос Эксперимент Интервью
|
Можно свободно формулировать, чтобы получить ответ на конкретный вопрос |
Трудоемкий процесс |
Вы контролируете процесс сбора сведений, фильтруете их, при необходимости проводите дополнительное исследование |
Нужно четко понимать, какая информация нужно и как правильно ее получить |
||
Вторичные исследования |
Изучение ранее проведенного исследования Изучение документации
|
Сбор данных занимает меньше времени |
Вы не знаете, насколько добросовестно ученый собирал сведения |
Можно собрать не только актуальную информацию, но и за более ранние годы; шире география сведений |
После сбора информации нужно попробовать ее применить к вашему проекту. Она может не подойти. |
Описательные и экспериментальные данные
Описательная информация собирается без вмешательства автора в состояние объекта/окружающие явления. Автор наблюдает, анализирует происходящее и фиксирует информацию. В данном случае невозможно получить сведения, например, о реакции насекомых на какие-либо раздражители (если пишете работу по энтомологии).
Эксперимент позволяет проследить закономерности и увидеть, как меняется состояние объекта, если на него как-то повлиять. Чтобы провести эксперимент, вам необходимо уметь менять независимую переменную, точно измерять зависимую переменную и контролировать смешивающие переменные. Если это возможно с практической и этической точек зрения, этот метод - лучший выбор для ответа на вопросы о причине и следствии.
|
Плюсы |
Минусы |
Описательные данные |
Меньше трудозатрат, поскольку вы проста наблюдаете за предметом/явлением |
Невозможно проследит логику во взаимодействии объекта с чем-либо |
Быстрый. За короткий промежуток времени можно собрать информация по нескольких объектам исследования |
|
|
Экспериментальные данные |
Возможность установить причинно-следственные связи |
Требуется большой опыт и знания, чтобы провести эксперимент правильно |
Методы анализа данных
Методы анализа данных зависят от того, какие сведения и каким способом вы собирали. Различают качественные и количественные методы анализа. Однако в некоторых случаях информацию можно изучать двумя методами одновременно. Например, результаты анкетирования или опроса.
Качественный анализ подразумевает глубокий разбор собранной информации, что поможет понять рассматриваемую тему глубже, сделать выводы и составить гипотезы.
Количественный анализ способствует проследить закономерности, на основании которых можно составить статистику.