Как правильно составить бизнес план
Хороший бизнес-план проведет вас через каждый этап создания и управления собственным делом. Этот документ послужит дорожной картой при структурировании и развитии бизнеса, он также поможет определить ключевые элементы, над которыми стоит поработать.
Помимо этого бизнес-план поспособствует получению финансирования, привлечению инвесторов и деловых партнеров. Ведь никто не хочет вкладывать деньги во что-то, не будучи уверенным, что это окупится. Составленный вами документ убедит людей в том, что работать с вами или инвестировать в вашу компанию - это верное и выгодное решение.
Выберите формат бизнес-плана, который вам подходит
Нет четких правил составления бизнес-плана, как в случае с научно-исследовательскими работами. Важно, чтобы документ отражал цели, задачи и предполагаемую прибыльность вашего дела, а также демонстрировал дальновидность основателя.
Большинство бизнес-планов попадают в одну из двух общих категорий: традиционный или бережливый стартап.
Традиционные бизнес-планы более распространены, используют стандартную структуру и подробно описывают каждый раздел. Обычно они требуют больше работы и могут занимать десятки страниц.
Бизнес-планы бережливого стартапа встречаются реже. Они меньше по объему, информация в каждом разделе более-менее обобщенная и не такая развернутая. В таком документе акцент делается на ключевых, самых важных моментах.
Традиционный бизнес-план
Этот тип плана очень подробный, требует больше времени на написание и является исчерпывающим. Кредиторы и инвесторы обычно запрашивают именно этот вид документа.
Если вы дотошный человек, любите все систематизировать и описывать детально — беритесь за традиционный бизнес-план. Будьте готовы, что придется потратить немало времени на его составление, перепроверку и финальное оформление.
Ниже приведены ориентировочные разделы, которые можно использовать при создании документа.
Описание компании
Кратко опишите, что из себя представляет ваш стартап и почему он будет успешен. Расскажите о своих целях, производимом продукте/услуге и о членах команды. Подробно расскажите о проблемах, которые решает ваш бизнес. Будьте конкретны и перечислите потребителей, организации или предприятия, которые ваша компания планирует обслуживать.
Опишите преимущества, которые сделают ваш бизнес конкурентоспособным. Было бы неплохо указать, где будет располагаться магазин (офис, салон, производство и т.д.), а также объяснить, почему именно это место показалось вам лучшим.
Если планируете привлечь инвесторов, придется составить подробный план роста и развития бизнеса с указанием предполагаемых затрат и выручки.
Анализ рынка
Вам потребуется хорошее представление о перспективах вашей отрасли и целевого рынка. Анализ конкурентов поможет увидеть, чем занимаются другие компании и какую стратегию они выбирают. Размышляйте над тем, почему данные стратегии работают и на чем они основан. Здорово, если вы сможете сделать прогноз развития событий и рассказать, как ваша компанию собирается адаптироваться к рыночным изменениям.
Организация и управление
Расскажите читателю, как будет структурирована ваша компания и кто будет ею руководить.
Опишите юридическую структуру бизнеса и также фундамент компании: собираете ли образовать полное или ограниченное товарищество, являетесь ли ИП или обществом с ограниченной ответственностью (ООО).
Используйте понятную схему, чтобы обозначить, кто есть кто и за что будет отвечать в организации. Покажите, как опыт, навыки и знания каждого топ-менеджера будет вести к успеху стартапа. Не будет лишним приложить резюме членов вашей команды.
Производимый товар или услуга
Любой бизнес должен решать конкретные проблемы/запросы потребителей. Ваша задача — тщательно это «разжевать» читателя. Расскажите, какие блага будет создавать стартап, на какую целевую аудиторию они рассчитаны, не забудьте описать предполагаемый жизненный цикл продукта.
Маркетинг и продажи
Нет единственной верной стратегии для продвижения вашего продукта. Стратегия должна развиваться и меняться вместе с конкурентами и запросами потребителей.
Ваша цель в этом разделе — описать, как вы будете привлекать и удерживать клиентов. К этому разделу можно будет вернуться позже, когда будете делать финансовые прогнозы, поэтому обязательно подробно опишите стратегии продаж.
Запрос на финансирование
Если хотите получить финансовую поддержку бизнеса, в этом разделе детально расскажите, что именно вам нужно, для каких целей и на какой срок. Также укажите, к какому результату приведет вложение, какая выгода получится. Немаловажно описать, в какие сроки будут покрыты расходы на достижение цели.
Финансовые прогнозы
Дополните предыдущий пункт финансовым прогнозов. Он должен содержать информацию о том, как вы сможете достичь финансовой стабильности предприятия. Если бизнес уже запущен — приложите отчеты о движении денежных средств за каждый квартал/полугодие/год/3 года и т.д. Детально распишите, какие суммы в каких областях вы использовали, а также приведите сводку «Затраты-Прибыль».
Бизнес-план бережливого стартапа должен содержать всю вышеперечисленную информацию, но не в таком детальном и развернутом виде. Сведения следует обобщать, описывать только ключевые и самые важные моменты.