Бизнес план для малого бизнеса

Дата: июнь 15, 2021 11:50
Просмотров: 279

Разработка бизнес-плана для малого бизнеса поможет успешно запустить проект и предугадать возможные ошибки. Многие предприниматели игнорируют этот момент, считая, что это лишняя трата времени, и делают небольшие наброски с притянутыми за уши цифрами. Возможно, инвесторы или кредитный отдел банка примет такой план развития малого бизнеса. Однако, если обнаружатся нестыковки, недочеты или нарушения, в лучшем случае вам откажут, а в худшем — добавят в черный список, изрядно подпортив репутацию. Да и бизнес-план малого предприятия нужен, скорее, самому владельцу бизнеса, что с первых недель дело пошло как по маслу.

Что учесть при разработке бизнес-плана малого бизнеса?

Суть бизнес-плана в том, чтобы продумать стратегию. Когда все схвачено, успех приходит быстрее. Причем проект малого бизнеса нужен не только новичкам, но и опытным предпринимателям, которые работают уже не первый год (прежде всего — чтобы не сдавать позиций). В крупных компаниях бизнес-планирование доверено целому отделу. Как правило, собираются показатели за предыдущие годы, на основе которых строится новая тактика. В этом плане первооткрывателям гораздо сложнее.

В любом случае и первым, и вторым придется отработать следующие моменты:

  • цель бизнеса (для чего создается);
  • ожидаемый результат;
  • управленческий потенциал;
  • гибкость модели;
  • экономическая устойчивость;
  • преимущества перед конкурентами.

Советы по созданию бизнес-плана на развитие малого бизнеса

Грубо говоря, бизнес-план — это описание целей и задач с указанием временных рамок на выполнение. При этом это не должны быть наполеоновские планы. Начинайте с реальных целей — пусть не слишком амбициозных, зато наверняка осуществимых. Лучше много мелких задач, чем всего пара грандиозных. К успеху идут постепенно.

Однако не стоит указывать чересчур конкретные даты каких-либо событий. Если возникнут непредвиденные обстоятельства, придется отстать от графика, что вызовет у инвесторов возмущение. Просто выделите в бизнес-плане основные этапы, а подробные графики оставьте для внутреннего пользования. Оставляйте лишь те даты, в которых точно уверены. Все-таки без конкретики большой или малый бизнес-план разнесут в пух и прах.

Малый бизнес: бизнес-план — структура

Рассмотрим, из чего состоит бизнес-план малого бизнеса (сфера — оказание услуг).

  • Резюме. Своего рода введение, цель которого — заинтересовать инвестора или кредитную службу. Лучше описывать данный раздел после того, как бизнес-план будет готов целиком. Вам будет проще писать резюме, когда вы узнаете все нюансы, а особенно — сильные стороны. Ведь цель резюме — привлечь внимание, заставить прочитать дальше.
  • Цели и задачи. Во втором разделе последовательно описываются цели с перечислением задач. Если не было указано в первом пункте, опишите, какой у вашего бизнеса будет юридический статус, вкладываются ли собственные денежные средства, каков кадровые потенциал, маркетинговый срез, а также анализ конкурентной среды.
  • Описание услуг. Здесь указывается, что именно ваша компания готова предложить для потребительской аудитории. Услуги должны быть наименованы и описаны (то же касается товаров). Указывается ЦА — категория граждан, который заинтересует ваша продукция. Расскажите, почему целевая аудитория заинтересуется вашей услугой, в чем преимущества перед конкурентами.
  • Маркетинг-план. Инструмент определяет рынок сбыта. Обязательно проведите анализ рынка (для этого необходимо провести некоторые исследования). Это позволит выяснить, насколько продукция будет востребована, каков уровень достатка у потенциального клиента, сколько он готов заплатить, чтобы воспользоваться вашей услугой. Необходимо описать, что именно подлежит продаже, каким образом будет реализовываться продукция, как заинтересовать целевую аудиторию, через какие каналы осуществлять рекламные кампании и т.д.
  • Анализ конкурентов. Исследуйте рыночный сегмент. Выявите явных и скрытых конкурентов. Оцените возможности ваших соперников и подумайте, как можно их превзойти. Постарайтесь быть максимально объективным. Также продумайте шаги, если конкурент попытается захватить весь рынок.
  • Финансовый план. Здесь должны быть отражены все вероятные расходы. Например, каким образом будет зарегистрирован бизнес — самостоятельно или через специализированное агентство. Учтите, какая сумма будет уходить на налоги. Следующий пункт — аренда помещение и закупка оборудования. Не забудьте про организацию рабочего пространства: нужна мебель, техника и т.д. Кроме того, сотрудники, прежде чем приступить к своим обязанностям, должны пройти обучение. Отдельным пунктом идет закупка расходного материала. А также — рекламная кампания (вывески и баннеры, объявления, создание сайта и т.п.).
  • Кстати, компании, которые собираются продавать товары, дополняют бизнес-план разделом «производственный план».
  • Укажите источники финансирования.
  • Помимо расходов, должны быть указаны доходы. Не стоит быть пессимистом. Рассчитайте максимально возможные суммы поступлений. Правда, расчеты экономических рисков указать тоже стоит.
  • Опишите рентабельность бизнеса: через какое время будет достигнута точка безубыточности, а также по истечении какого срока предприятие полностью окупится.
  • Концепция развития. Здесь стоит указать, с чего началась деятельность и какие перспективы дальнейшего развития существуют (расширение сети, выход на зарубежный рынок и пр.).

Чтобы бизнес был успешным, важен прагматичный подход и четкое планирование. Бизнес-план малого бизнеса и нужен для того, чтобы просчитать все риски, избежать фатальных ошибок и ускорить получение первых доходов.