Краткая история развития форм и систем обучения
В данной статье описываются формы и системы организации обучения, их характеристики, история развития различных типов занятий, этапы проведения, а также концепция развивающегося обучения «дальтон-план».
Определение 1.
Термин «форма обучения» чаще обозначает метод организации процесса воспитания и образования, который сложился исторически и обоснован логически. В основные характеристики формы обучения входят:
- Последовательность.
- Целостность.
- Самосовершенствование.
- Углубление знаний.
- Постоянный состав обучающихся.
- Соблюдение определенного установленного порядка.
Понятия «метод обучения» и «форма обучения» имеют много общего и часто выражают один и тот же смысл во многих учебных справочниках. Урок может выступать как в качестве метода, так и в качестве формы обучения.
Наиболее популярными способами организации учебных занятий являются:
- Классно-урочный.
- Индивидуальный.
Отличием между этими двумя способами являются следующие факторы:
- Число обучающихся.
- Преобладание индивидуальных методов над коллективными.
- Особенности метода, выбранного педагогом в качестве организации процесса обучения.
Для того чтобы дать краткую характеристику методов и форм обучения, нельзя не рассмотреть каждый термин детально.
Индивидуальная система образования
Индивидуальное обучение появилось еще во времена первобытного строя и представляло собой передачу опыта предков младшему поколению, или от одного человека другому. Так, когда появилась письменность, жрецами передавался столетний опыт каждому последователю в отдельности.
В Древней Греции и Афинах в качестве учителя выступали грамматисты и кифаристы. В гимназиях и эфебиях часто сочетали две формы обучения: индивидуальную и групповую. Ученики во время урока могли по очереди зачитывать текст со свитка, а затем воспроизводить прочитанное.
Нередко учителя использовали метод драматизации в качестве тренировки ума. Воспитанники выступали в роли букв и образовывали набор слогов или слов. Методы воспитания педагогов того времени характеризовались простотой и легкостью. Отсутствовали домашние задания, а ведение полемики между учителем и учеником проходило в непринужденной обстановке.
Классно-урочная система образования
Рост количества обучающихся в средние века создал возможность объединения учеников одного возраста в классы. Организованная система образования имела свои недостатки и нуждалась в доработке. Классно-урочная система, была создана Коменским в 17 веке и представлена в книге «Великая дидактика».
Педагог организовал процесс обучения, разделяя учеников по классам, ввел последовательность уроков и перемен. Теперь учебный год представлял собой систематичный и целостный образовательный процесс.
Уроки в средние века проводились в три этапа:
- Повторение и закрепление пройденного материала.
- Изучение новых тем.
- Закрепление знаний соответствующими упражнениями.
Создатели идеи развивающегося обучения
Педагог из России К.Д. Ушинский внес немалый вклад в концепцию развития классно-урочной системы обучения. Он определил преимущества данной системы, а также разработал точный план проведения занятий.
Ушинский разделил урок на три составляющие:
- Первый этап является ключевым и помогает обучающемуся сознательно перейти от уже изученного материала к новому.
- Второй этап направлен на решение практической части материала.
- На третьем этапе обучающимся предстоит закрепить усвоенное и подвести итоги.
Классно-урочная система образования по-прежнему остается самой популярной формой обучения на протяжении последних 300 лет. В конце 19 века эта система осуждалась многими мыслителями и простыми обывателями из-за отсутствия развития в ребенке критического мышления, а также изучения положений и данных, не проверенных опытом. Однако позже классно-урочная система доказала, что она имеет место быть и даже практиковаться в современных реалиях.
Основное преимущество классно-урочной системы определяется в простоте ее организации и экономичности. Недостатками является то, что система не подразумевает индивидуальный подход к каждому ученику, а уроки носят строгий формальный характер.
Советский педагог М.И. Махмутов рассматривает урок в качестве
формы взаимодействия между учениками и учителем, которое происходит в запланированное по расписанию время и решает конкретные индивидуальные и коллективные вопросы, касаемо обучения и воспитания.
Современный урок заметно отличается от традиционного. На протяжении последнего столетия он имел различные формы и потерпел множество изменений.
Другие формы и системы обучения
Начиная с самого появления обучения, оно приобретало различные формы. Это происходило потому, что специалисты всегда стремились найти более подходящую организационную форму обучения и исправить недостатки существующей. В начале 20 века Елена Паркхерст, Джон и Эвелина Дьюи предприняли попытку реализовать самостоятельную работу учащихся, которая характеризовалась бы решением индивидуальных задач каждым отдельным учеником без непосредственного участия преподавателя. Профессоры верили, что проблема традиционного обучения заключается в однообразии структуры, содержания материала и, вследствие этого, ограничении познавательной активности учащихся.
В ходе разработки дальтон-плана, было решено привести форму обучения в самостоятельный вид, который выглядел следующим образом:
- Изучение материала.
- Индивидуальная консультация каждого ученика с преподавателем.
- Выполнение самостоятельной работы по изученному материалу.
Результаты такого эксперимента показывали, что большинство обучающихся испытывали сложности в выполнении работы индивидуальных заданий. Данный способ не оправдал надежд и привел к снижению успеваемости учеников, бессистемности знаний и уменьшению количества и качества освоенных навыков.
Помимо перехода к прогрессивной педагогике, цифровые технологии за последние годы оказали огромное влияние на образование. Представляя вторую основную волну прорывных технологий после печатного станка, цифровые технологии, такие как компьютеры, системы управления обучением и Интернет, коренным образом изменили то, как учащиеся учатся, а учителя преподают. Примечательно, что сейчас образование стало гораздо более доступным, и у учителей есть инструменты для более увлекательного общения, чем когда-либо прежде.
В совокупности прогрессивное образование и цифровые технологии приводят нас туда, где мы находимся сегодня, — приближаясь к перевернутой модели обучения, в которой учащиеся становятся все более автономными и активными в своем собственном обучении.