Пример гипотезы исследования в дипломной работе

Дата: июль 04, 2021 13:00
Просмотров: 1142

Синонимом слова «гипотеза» является «предположение». Когда ученые в процессе изучения теории и проведения экспериментов обнаруживают некие причинно-следственные связи, то они выстраивают предположение о том, что это не случайное совпадение, а закономерность, которую требуется доказать или опровергнуть, подкрепив неопровержимыми фактами.

В этом случае и говорят о гипотезе научного исследования. Благодаря ей ученым удается выдвинуть новые идеи и обнаружить новые знания.

Гипотеза дипломной работы, прописанная во введении, также является незаменимым инструментом методологии для проводимого исследования. Смысл наличия гипотезы в дипломной работе в том, что через нее выражается цель исследования в виде некоего предположения, которое пока не доказано и не опровергнуто. Суть исследования в данном случае состоит в том, чтобы подтвердить истинность предположения или опровергнуть его благодаря собранным данным и их анализу.

Понятие гипотезы научного исследования

Откуда берется гипотеза? Перед тем, как она будет сформулирована, исследователям приходят в голову разные догадки, которые включают мысленный процесс, помогающий логически обосновать догадку, основываясь на уже доказанных фактах.

Сама гипотеза должна быть сформулирована таким образом, чтобы представлять собой утверждение о присутствии связи между некими переменными (событиями). Это заранее спрогнозированный результат предстоящего научного труда. Перед выпускником — автором дипломной работы — стоит задача предоставить доказательство или опровержение данного допущения.

Гипотеза тесно связана с изучаемой проблемой, являющейся основой для ее формулировки. Предположение считается идеально сформулированным в том случае, если оно:

  • выглядит простым и корректным
  • допускает возможность проверки;
  • не вызывает противоречий между старыми и новыми знаниями;
  • является адекватным относительно исследуемого вопроса;
  • не сводится к констатации банальных фактов.

Обычно гипотеза создается и развивается поэтапно:

  1. Возникновение новых фактов, которые никак не вписываются в рамки уже существующих законов, теорий. Для того, чтобы их объяснить с научной точки зрения, необходимо сформулировать новые предположения.
  2. Оформление предположений в гипотезу, которая сможет дать объяснение выявленным фактам.
  3. Тщательное исследование высказанного допущения на глубоком научном уровне, с обнаружением возможных следствий из нее.
  4. Сравнительный анализ обнаруженных следствий и уже имеющихся подтвержденных научных открытий.
  5. В случае отсутствия противоречивости между укоренившимися научными знаниями, теориями и новым постулатом вместе с его следствиями, а также обязательного подтверждения последних — признание нового научного знания в качестве факта.

Для проверки истинности гипотезы чаще всего проводят достаточное количество активных экспериментов или используют выявленную корреляционную зависимость между определенными величинами, представляющую интерес для науки

В заключении дипломной работы необходимо объединить все полученные данные и, основываясь на них, сделать вывод о состоятельности или несостоятельности исследуемой гипотезы.

Правильная формулировка гипотезы в дипломной работе, примеры

Прежде чем формулировать гипотезу, стоит ознакомиться с требованиями, которым она должна соответствовать:

  • быть эффективной с точки зрения научного познания;
  • иметь непосредственную связь с объектом или предметом проводимого исследования;
  • нуждаться в доказательстве — то есть не являться аксиомой, а также фактом, очевидным для всех или уже давно известным;
  • не быть сформулированной с использованием постулатов, нуждающихся в дополнительных исследованиях и доказательствах.

Кроме того, в современной науке должны быть все необходимые инструменты, чтобы проверить гипотезу на состоятельность.

Если таковые инструменты науке пока недоступны, то сформулированное предположение не может считаться гипотезой, так как ее на данном этапе развития науки невозможно как доказать, так и опровергнуть.

Гипотеза в дипломной работе является неотъемлемым элементом ее структуры и должна располагаться в самом начале, во введении. Но из практических соображений само введение часто корректируют в процессе написания диплома. Поэтому и гипотезу лучше окончательно сформулировать, когда состоится полное изучение предмета и объекта научного исследования.

На этот момент уже будет готово теоретическое обоснование, а также план проведения наблюдений и экспериментов, будут проведены описание, классификация, обобщение результатов. Все это в совокупности поможет правильной формулировке.

Деятели науки могут подтвердить, что зачастую в процессе исследования приходится корректировать основные элементы научной работы, а иногда даже менять саму тему исследования. Получается, что гипотезу как бы подгоняют под уже полученные результаты.

Существуют определенные фразы-клише, которые используют при формулировании гипотезы:

  • «следует предположить/ожидать...»;
  • «если...то...»;
  • «в случае...ожидаемым результатом будет...»;
  • «предполагается, что использование...позволит увеличить/уменьшить степень...»;
  • «ожидается, что при условии...развитие...станет более эффективным».

Примеры гипотез исследования в дипломных работах

  1. Тема: «Мотивация эффективной деятельности сотрудников предприятия». Гипотеза: Следует ожидать, что мотивация сотрудников на эффективную работу напрямую связана с ожиданием материального или морального поощрения, а также с осознанием собственных успехов в профессиональной деятельности.
  2. Тема: «Методы коррекции агрессивного поведения дошкольников с признаками умственной отсталости». Гипотеза: Эффективным методом коррекции проявлений агрессии дошкольников с признаками умственной отсталости является сказкотерапия.
  3. Тема «Повышение сплоченности коллективов младших классов». Гипотеза: Ожидается, что при условии применения всего комплекса специально разработанных внеклассных мероприятий, призванных формировать командный дух, степень сплоченности коллективов младших классов увеличится.
  4. Тема: «Управление конфликтными ситуациями в педагогических коллективах детских дошкольных учреждений». Гипотеза: Формирование системы управления конфликтными ситуациями в педагогических коллективах ДДУ позволяет снизить количество возникающих конфликтов среди персонала, сплотить коллектив, уменьшить текучесть кадров, что в свою очередь позволяет повысить качество дошкольного воспитания.

Подведем итог: гипотеза является основной направляющей любого научного исследования, включая дипломную работу или проект. От ее правильной формулировки непосредственно зависит успешность всей работы.