Методология и методы политического анализа
Основные принципы и методы политического анализа
Современная литература рассматривает методологию как систему норм и методов научного мышления, связанные с ними, как стратегия научного поиска и постановка проблем. В то же время научным методом считается система приемов и принципов, которые способствуют познанию действительности. Так, метод являются способы и приемы создания новой информации (новых знаний) посредством изучения и преобразования начальных данных.
Что касается метода в политической науке, то метод рассматривается как способ построения и обоснования знания, совокупность процедур, приемов и операций теоретического и эмпирического познания политической действительности. К научным методам относятся процессы, технические приемы, процедуры и средства анализа, исследования, оценки и проверки данных.
На сегодняшний день практически любые научные дисциплины пользуются не только собственными методами, но и прибегают к помощи инструментальной формальной логике, математике, элементам теории систем и кибернетике. Вместе с тем, каждая наука, как и политическая наука, имеет специальные собственно-научные методы.
Уровни методов
В методологическом анализе процесса научного познания принято выделять 2 уровня методов:
- Приемы, присущие человеческому познанию в общем. Именно на их базе строится и обыденное, и научное познание. Они называются общелогическими методами: абстрагирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация.
- Приемы, присущие научному познанию. Их разделяют на эмпирические (анкетирование, наблюдение, использование статистики, опрос, контент-анализ, анализ документов) и теоретические методы познания (институциональный, нормативно-ценностный, структурно-функциональный, системный, экономический, исторический, психологический, социологический и пр.).
Более подробно о некоторых методах
Нормативно-ценностный метод позволяет исследовать политику с точки зрения общего блага, свободы, справедливости. Он ориентируется на создание политического идеала и стремится к продумыванию наилучшей формы правления. Данный подход применялся еще Аристотелем и Платоном для анализа форм правления.
Институциональный подход позволяет изучить институты, которые способствуют осуществлению политической деятельности.
И нормативно-ценностный, и институциональный подходы обладали наибольшей силой в политической науке до начала 20-го века.
Системный метод позволяет рассматривать политику как сложноорганизованный, целостный, саморегулирующийся механизм, который непрерывно взаимодействует с окружающей средой. Этот метод разработали и применили Парсонс и Истон в 50-60-ее годы 20-го века при политическом анализе.
Структурно-функциональный метод позволяет рассматривать политику как целостную систему со сложной структурой. Каждый ее элемент обладает собственным назначением и призван выполнять определенную функцию. Первым, кто ввел этот подход в изучение политики, стал Алмонд.
Социологический метод помогает выяснить, какими социальными моментами обусловлена политика, как социальная структура и экономические отношения влияют на политическую систему. Очень популярен этот метод в изучениях Парето, Маркса, Моска, Сорокина, Вебера, Михельса. Благодаря этим методам осуществляется сбор эмпирической информации о политических феноменах.
Психологический метод помогает исследователю ориентироваться на изучение субъективных механизмов политических моделей поведения, бессознательных психических процессов, индивидуальных качеств, типичных механизмов психологической мотивации в политической сфере. Эти методы активно использовались такими политическими исследователями, как Михайловский, Лебон, Юнг, Фромм, Ортега-и-Гассет, Канетти, Адорно, Адлер, Лассуэдд и Блондель.
Для более глубокого и точного понимания дисциплины методология и методы политического анализа студентам юридических специальностей необходимо все свое время посвятить изучению теоретического материала и трудов известных политических исследователей. Чтобы они не отвлекались на бумажную волокиту, компания «Fastfine» готова оказать посильную помощь в написании учебных работ.