Проблематика изучения теории государства и права
В России существует 2 группы концепций истории возникновения государства и права:
- Государство и право – это искусственное явление, которые не вытекают из истории развития общества;
- Государство и право – это естественные исторические продукты развития социума.
Можно классифицировать эти концепции по следующим признакам:
- Конфликтные (то есть насильственное завоевание),
- Консенсуальная (то есть договорная.
Так или иначе, все существующие концепции рассматриваются исключительно как научные гипотезы, а не в качестве единой истины.
Субъективизм выражается в невозможности однозначно объяснить процесс возникновения государства и права с исследовательской точки зрения, потому что они не обладают совпадающими политическими, экономическими, религиозными и идеологическими интересами и взглядами.
Проблемы определения понятия государства
Существует столько определений этого понятия, сколько существует государств и философов. Аристотель, Макиавелли и прочие ученые умы – все они давали разные определения этому понятию.
Как бы там ни было, в 19 веке были выделены 3 главных признака государства: территория, народ, власть.
В 20-м веке при определении государства выделялись 4 главных подхода:
- Классический (государством считался союз проживающих на единой территории и подчиненные верховной власти лиц);
- Юридический (государством называлась правовая форма организации и функционирования политической власти);
- Социологический (государство считалось политическая организация общества, разделенная на классы);
- Либертарно-юридическая (государством называлась политическая организация, которая защищает правовую свободу).
Доминирующим подходом в научной среде является социологический.
Тем не менее, ни одно из имеющихся определений не может адекватно отразить всю сложность и многогранность данного социального явления.
Проблемы реализации закона в современной Российской Федерации
Закон является нормативным актом, который обладает высшей юридической силой и принят непосредственно народом или высшим представительным государственным органом в особом порядке и который регулирует наиболее важные общественные отношения.
Закон обладает следующими признаками:
- Он является юридическим документом, в котором содержатся нормы права.
- Он является результатом правотворческой деятельности всего народа или же высшего органа гос. власти (к примеру, монарха, парламента, палаты и пр.);
- Он регулирует самые устойчивые, типичные, значимые общественные отношения;
- Об обладает высшей юр. силой, поэтому его невозможно отменить иными органами, кроме его принявшего, а другие юридические документы не должны ему противоречить. Закон – это база, основа, ориентир нормотворческой деятельности судов и прочих государственных органов.
В Российской Федерации часто можно наблюдать нарушения этих положений (как часть их, атк и всех положений разом).
Чем выше уровень цивилизованности государства, его гуманности и развитости, тем оно более нуждается в законах. На практике мы видим, как в российском обществе люди не нуждаются в законах, всячески обходя их и пренебрегая ими. Проблема не только в нецивилизованности или негуманности, но и в том, что государственные органы не выполняют своих обязательств перед законом и перед народом. Одним из самых важных пунктов в законе – соблюдение прав человека. С этой точки зрения российский закон не выполняет своей функции перед обществом в полной мере.
Чтобы решить имеющиеся проблемы теории государства и права, а также чтобы повлиять на текущую ситуацию в государстве, студентам юридической специальности придется полностью погрузиться в изучение огромного количества материалов. Однако им вовсе не обязательно идти этой длинной и трудной дорогой в одиночку – компания «Fastfine» готова оказать всяческое содействие и перенять на себя подготовку и написание учебных работ учащихся.