Список литературы для курсовой, дипломной и научной работы

Дата: май 15, 2022 13:05
Просмотров: 1911

В современном мире с его возможностями и доступностью совершенно разного рода информации не составит никакого труда найти любой вид литературы для написания студенческих или научных работ. И в библиотечных запасниках, и в электронном виде можно найти как самые последние труды, так и классику, и древнюю литературу. Однако можно столкнуться и с ненадежными работами, которые вряд ли могут служить правдоподобным источником. Одно дело, когда автор излагает свои мысли, и совершенно другое, когда в тексте ссылаются на чьи-то слова. В таком случае доверять последнему источнику совершенно беспрекословно нельзя.

Поэтому полезно будет узнать, на какие материалы можно опираться в работе над своим проектом, а каким не следует доверять, а также каким образом отбирать необходимые надежные источники.

Источники литературы для студенческих и научных работ

Основой любой студенческой работы, как и ученой, является литература, из которой автор берет информацию. И от ее качества будет зависеть то, какое отношение и внимание заслужит работа у проверяющей комиссии и читателей: будет ли работа воспринята серьезно, а может и нет в случае, если проделан анализ неправдоподобных источников. Вот почему достоверность литературы играет основополагающую роль в качестве работы. При этом подобрать библиографический список становится все сложнее, и связано это с тем, что не так уж легко определить подлинность бумажного или электронного источника.

Необходимо не только убедиться в точности исходной информации, но и в серьезности работы автора источника. Ведь в тексте может приводиться цитирование, и не всегда ссылка является достоверной, в чем должен убедиться автор.

Проверить информацию можно, посетив библиотеку и подтвердив правильность авторства и содержания ссылки, а также вводом в поисковике цитаты в кавычках и последующим анализом выданных результатов.

Предъявляемые требования к списку литературы следующие:

  1. Первое, что надо учесть – это выбор литературы, коррелирующейся с темой будущей работы.
  2. Использовать только те материалы, которые являются доказано научно достоверными.
  3. Учитывать, что минимальное количество использованных источников в курсовом проекте – 10 наименований, в дипломном – 20, а в научных работах – 10 для статей, 30 для магистерской диссертации и 100 для кандидатской. В любом случае, объем списка источников варьируется в зависимости от требований научного руководителя, учебного заведения, редакции журнала. Однако отталкиваться желательно не от минимума, а стараться включать максимально возможное количество ссылок.
  4. В первую очередь отдавать предпочтение самым последним публикациям по теме. Оптимальная давность срока издания – не старше 5 лет. Особенно важно учитывать новизну при использовании правовых документов и нормативных актов. В зависимости от тематики и конкретной задачи можно прибегать к литературе более раннего периода, например, при написании курсовой работы по истории, где зачастую материалы, приближенные к историческим событиям имеют больший вес, нежели более поздние свидетельства.
  5. Пользоваться всем разнообразием носителей информации. Это могут быть как источники из интернета, так и энциклопедии, научные публикации – труды и монографии. В качестве дополнительной литературы можно брать учебные книги и пособия.
  6. Дополнить список путем подбора материалов, изданных за рубежом. Наличие иностранной ссылки значительно повышает уникальность работы.

Рассмотрим далее, на чем основывается умелая фильтрация надежных источников от голословных утверждений, дезинформации и недостоверной литературы для качественного написания курсовой, дипломной, либо научной работы.

Важность корректности списка литературы

С расширением возможностей поиска информации увеличились ее объемы. Помимо бумажных носителей в общественных библиотеках и книжных магазинах, есть обширные электронные фонды в сети интернет. Последняя информационная база наиболее предпочтительна для студенческой среды, прежде всего, из-за экономии времени и денег. Ведь в электронном виде многие материалы можно получить совершенно бесплатно, и при этом нет надобности выходить из дома и добираться до магазина или библиотеки, тем более что помимо курсовой и дипломной работы, студенты загружены текущими заданиями, рефератами, докладами, лабораторными и самостоятельными работами. Таким образом, правильно подобранные источники не только сэкономят время, но и станут залогом качественной хорошей студенческой работы.

Где же студенту искать подходящую литературу

Воспользуйтесь следующими способами:

  • В первую очередь можно обратиться к своему научному руководителю за помощью в составлении списка литературы.
  • Поработать с библиотечными фондами университета. Обычно рецензии публикуют коммерческие издания, которые вузы приобретают в помощь своим студентам для вузовских библиотек, поэтому те актуальные и значимые работы, за которые студенту обычно сложно платить, можно найти в библиотечных фондах.
  • Прибегнуть к сервисам авторитетных электронных библиотек, таких как общий портал библиотек вузов http://window.edu.ru/unilib/ и отдельные библиотечные сайты: http://e-heritage.ru, http://bibliotekar.ru, https://runivers.ru, https://www.loc.gov, https://www.gutenberg.org, https://cyberleninka.ru/, https://elibrary.ru/, http://www.scholar.ru/, https://www.rsl.ru/.
  • Использовать в своей работе библиографию научной публикации по сходной теме.

Способы проверки достоверности литературы

Проверить правдива ли подобранная литература или нет можно двумя методами:

  • выявлением достоверности источников для общих нужд;
  • выявлением достоверности источников для научных исследований.

Как установить достоверность литературы для ненаучных целей

Для начала рассмотрим источники информации, применимые в обычной жизни.

Если возникает вопрос, как определить правдоподобность какого-либо материала, следует прибегнуть к следующим действиям:

  1. Определить профессиональный уровень издательства. От него напрямую зависит качество работы. Авторитетные издания с высокими требованиями к контенту имеют дело только с профессиональными и опытными авторами, поэтому с большой вероятностью можно считать опубликованную в них статью надежным источником.
  2. Выявить качественность материала. Даже по внешнему виду работы можно определить уровень качества его содержания. Здесь полезно будет обратить внимание на оформление, которое говорит о потраченных на работу времени и деньгах. Большее количество вложенных средств и времени будет означать высокую вероятность профессионализма материала. О качестве оформления расскажут первоклассный дизайн, малое количество рекламного контента, хорошая верстка, серьезный подход к подаче информации. Таким образом, можно сразу исключить те источники, которые ориентированы не на качество подачи материала, а на маркетинг, который подразумевает наличие не необходимой информации, а только того, что пробудит интерес читателя и поможет продавать. Правдивое и стоящее содержание будет облечено в серьезную подачу, и дело даже не в стоимости такой работы: в современных условиях для того, чтобы профессионально оформить статью стоит только захотеть и ответственно отнестись к этому делу.
  3. Обратить внимание на авторство. Авторитетное в своей области знаний имя автора дает уверенность в той или иной информации, которую он предоставляет. При оценке значимости авторского имени можно акцентировать внимание на уровень его образования и опыта, место работы и деятельности в значимых учреждениях, а также на его вклад в работу этих учреждений, наличие других публикаций, его миссию и приоритеты, а также ссылаются ли на работы этого автора какие-либо авторитетные источники.
  4. Отметить дату выпущенного труда. Для обычных информационных статей и публицистики большой роли она не играет, а для научной сферы дата выхода работы – весомый аспект. Наибольшую ценность представляют научные работы, изданные или перевыпущенные как можно позже.
  5. Уточнить, на какую аудиторию нацелена статья. Здесь одинаково плохую роль сыграют как узконаправленная, так и разнонаправленная работы. Обращенная информация к очень узкому кругу читателей может стать причиной заблуждений или некорректной трактовки, что обратит читателя в лжеца. Рассчитанная на универсальную публику информация может сама по себе стать источником противоречий, разночтений и дезинформации.
  6. Оценить объективность или субъективность информации. Если текст содержит выражения, указывающие на оценку или отношение автора, а также эмоциональную окраску, то есть большая вероятность того, что он необъективен. Это говорит о материальной заинтересованности или личном эмоционально окрашенном мнении – а значит о предвзятости автора. Сдержанность высказываний, лаконичность, безэмоциональность, предоставление только фактов и аргументирование своих выводов, и обязательное отсутствие личной, тем более эмоциональной, оценки – все это говорит о профессионализме, объективности и научности текста. Никогда авторитетный материал не будет содержать «скверных аргументов», «замечательных выводов», «материальчика», «восхитительных исследований» и так далее.
  7. Узнать отзывы об издании. Полезно ознакомиться с рецензиями и отзывами на работу. Их можно найти в различных источниках. Неоднозначность мнений как правило говорит о том, что данный источник вряд ли будет хорошим, а главное, точным, подспорьем в работе, хотя всегда можно заявить о собственной оценке.
  8. Выявить отсутствие беспристрастности. В некоторых сферах жизни человека одно и тоже явление в разных условиях (к примеру, для разных социумов) представляется диаметрально противоположно. Что в одной ситуации может быть одобрено, то в другой критикуется. Это говорит о предубежденности автора, что лишает излагаемую им информацию объективности и правдоподобности.
  9. Ознакомиться со списком литературы автора интересующей статьи. Любая информация будет основываться уже на существующих данных, поэтому не лишним будет ознакомиться со списком, который использовался автором. Количество наименований будет говорить о серьезности подхода автора к своей работе и о большей вероятности достоверности информации. Бывает, что и у серьезного автора могут встретиться ссылки на сомнительные источники, но дело тут скорее в его неосновательном отношении к написанию материала, нежели в уровне знаний.
  10. Обнаружить скрытое влияние спонсоров на информацию. Любая информация может стать субъективной из-за преследуемых целей спонсорами издания или ресурса. Любые данные можно сфабриковать, если есть финансовая заинтересованность в читательском отклике или преследовании иных скрытых целей. Таким образом, данные становятся недостоверными. К примеру, любые статьи о здоровье и красоте, проплаченные фармакологической компанией, не будут в полной мере объективными, так как понятен интерес заказчика в продвижении своей продукции, а не в истинном здоровье и натуральной красоте покупателей.

Как установить достоверность источников для научных проектов

Предварительные мероприятия для составления основательного списка выделим следующие:

  1. Уточнить требования к работе. К каждому виду академических работ предъявляются конкретные требования. Они разняться не только от типа студенческой или научной работы, но и от той инстанции, на которую они нацелены. Научные исследования оформляются согласно требованиям ГОСТ – это наиболее строгий свод правил для данных работ. Для публицистического издательства работа пишется по простым рекомендациям.
  2. Электронные источники следует брать в первую очередь с государственных порталов. Бесплатные материалы, которые без труда можно найти в свободном доступе на просторах интернета, нельзя однозначно считать достоверными, так как разнообразные некоммерческие и коммерческие серверы в одинаковой степени могут представлять как качественный материал, так и совершенно ненадежный. Лакмусовой бумагой будет репутация владельца сайта и платформы, размещающей научные работы.
  3. Ссылки на источники из публикуемых и рецензируемых научных работ можно считать заведомо достоверными. При подготовке материала к публикации в научных издательствах и сам текст, и источники тщательно проверяются рецензентами, и при обнаружении ошибок, несоответствий, фальсификаций работа не допускается к изданию. Таким образом, можно смело включать рецензируемые издания с ссылками в список литературы, потому как они написаны специалистами, которые не будут пользоваться недобросовестными источниками в ущерб своей репутации, и будут уже проверены опытными учеными.
  4. Выделять исключительно научные работы. Обладающие новыми фактами, исследующие актуальную информацию, анализирующие недостатки и достоинства уже существующих теорий материалы будут хорошей основой для студенческих и научных трудов. В то время как публикации, лишь относящиеся к какой-либо научной тематике, а по содержанию являющиеся лженаучными и просто развлекательными, не стоят внимания при написании серьезной работы. Показателем ненаучности статьи станет ресурс, на котором она размещена. Коммерческий, публицистический, развлекательный стиль сайта или журнала скорее всего будет публиковать мало относящиеся к науке работы.
  5. Проверить авторитетность ученого. Основной упор надо сделать на поиск фактов, бросающих тень на репутацию автора, что в современных условиях сделать достаточно просто. Все отрицательные отзывы, упоминания в скандалах, выявление непрофессионализма, недобросовестности легко найти во всемирной сети. Основной критерий отказа от использования работ такого авторства – плохая слава, а не отсутствие авторитета в научных кругах.
  6. Всегда учитывать актуальность информации и дату издания. Так как наука постоянно развивается, предлагает новые данные, пути исследований, описывает новые явления, то и брать в работу лучше последние публикации, чтобы ненароком не воспользоваться устаревшими сведениями.
  7. Статьи, проплаченные самим автором, нельзя считать серьезными, так как они не нашли спроса в научных издательствах, а значит не обладают хорошим качеством и не нашли отклика в научной среде.
  8. Не использовать учебники в качестве полноценного источника. На данные из них можно опираться только для извлечения справочных сведений. Учебная литература не предоставляет глубоких исследований и объемных обоснований, поэтому является слишком поверхностным источником информации для основательной научной работы.
  9. Сомнительные источники тоже можно применять с пользой. А именно – в них можно найти ссылки на серьезные работы. Несмотря на то, что информацию на неавторитетных сайтах лучше не рассматривать в качестве источника, все же их работы могут опираться на более серьезные и полезные материалы. К примеру, справочные сервисы, которые заполняются анонимными авторами (такие как Википедия), не могут гарантировать достоверность статей, а также доказать компетентность авторов, но зачастую ссылаются на достаточно надежные и достоверные источники, которые можно включить в свой список.
  10. Проверить себя. При возникновении сомнительной ситуации, советуем обратиться за мнением о конкретном авторе, издании, поиске источников к научным сотрудникам кафедры по профилю работы. До сдачи студенческой или научной работы будет полезно узнать позицию и идеи профессионалов, которые хорошо разбираются в данной теме, а также в авторитетности авторов и литературы их сферы научной деятельности.

Следует быть осторожным с работами, представленными на студенческих порталах, сайтах учебных заведений, так как часть их размещается без проверки, а значит без доказанной достоверности, например, содержание лекций.

Не стоит отчаиваться при необходимости установить правдивость информации в литературе. Используя советы в этой статье, совсем скоро вам будет очевидно, какие источники стоят внимания и сделают студенческую работу лучше, а значит займут свое место в списке литературы.