Уголовный процесс как наука: предметы изучения
- Сущность и предназначение уголовного процесса, основные принципы его организации и осуществления;
- Базовые понятия уголовного процесса, их содержание;
- Правовое положение в производстве по уголовным процессам суда и его представителя (судьи), прокуроров, следователей, представителей органов дознания и прочих участников процесса, с которыми сталкивается деятельность вышеупомянутых лиц и органов;
- Нормы и положения действующего уголовно-процессуального права, которые регулируют деятельность относительно возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел;
- Непосредственно саму уголовно-процессуальную деятельность (содержание процессуальных действий, основания и условия, последовательность и порядок производства не только каждого отдельного процессуального действия, но и всего процесса с его начала до самого конца);
- Отношения уголовно-процессуального характера, которые возникают между органами дознания, дознавателями, следователями, прокурорами, судами (судьями) и прочими участниками уголовного процесса;
- Историю развития государственного уголовно-процессуального законодательства, а также его отдельных институтов и норм;
- Уголовные процессы других стран.
Метод уголовного процесса
Основной метод уголовного процесса как науки – диалектика. Впрочем, этот метод считается общим способом познания объективной действительности и в любых других отраслях знания.
Диалектика предполагает изучение исторического развития уголовного процесса в его непосредственной и неразрывной связи с определенными условиями реальности, с развитием права в целом и государства.
Большую роль здесь отводят изучению состоянию организации и осуществления действий, ведущих к раскрытию преступлений, уличению и наказанию виновных. Благодаря такому подходу максимально полно раскрываются закономерности его развития, своевременно обнаруживается и закрепляется все новое, прогрессивное, устраняется отрицательное, противоречивое. Все это предоставляет уголовной науке возможность совершенствовать уголовно-процессуальное законодательство и практику его применения.
Существуют и другие специальные методы по изучению правовых явлений:
- Конкретно-социологический (к примеру, для изучения и обобщения следственно-судебных практик);
- Метод сравнительного правоведения (для изучения уголовных процессов других стран) и пр.
Задачи науки уголовного процесса
Уголовный процесс – сила, которая помогает укрепить права личности и их гарантии в уголовном судопроизводстве. Он помогает совершенствовать нормы уголовно-процессуального права, развивать демократические основы правосудия.
На уголовный процесс в значительной степени оказывают влияние следственная, судебная и прокурорская практика. Он опирается на ее научное обобщение и призван оказывать помощь практике с целью совершенствования достигнутых результатов, устранения недостатков и ошибок.
Дисциплина уголовного процесса знакомит с достижениями этой науки, разъясняет нормы уголовно-процессуального права, порядки их выполнения. Она призвана развить у студентов практические навыки применения переделенных правовых норм к конкретным жизненным ситуациям в области возбуждения, рассмотрения, расследования и разрешения дел о правонарушениях и преступлениях.
Учебная дисциплина «уголовный процесс» соответствует и дополняет систему уголовно-процессуального законодательства (важнейшую составную часть предмета изучения этой дисциплины). Ее принято разделять на 2 части:
- Общая часть. Тут рассматриваются положения, которые имеют отношения ко всем участникам, а также ко всем стадиям уголовного процесса. Общая часть предполагает изучение сущности уголовного процесса, уголовно-процессуального права, уголовного процесса как науки; уголовно-процессуального закона (его содержания и значения); принципы и участников уголовного процесса, доказательства, меры пресечения и пр.
- Особенная часть. Что касается этой части, то она рассматривает в основном движение уголовных дел относительно отдельных стадий процесса. Кроме того она охватывает изучение особого порядка уголовного судопроизводства по вопросам несовершеннолетних, применения принудительных мер мед. характера, по вопросам отдельных категорий лиц.
Как видите, уголовный процесс – дисциплина не для слабонервных. Она требует тщательнейшего изучения и понимания. А при той нехватке времени, которую испытывают современные студенты юридических специальностей, это стало практически невозможным. Компания «Fastfine» поможет разгрузить ваши нелегкие учебные будни, взяв на себя обязанности по подготовке и выполнению различных учебных работ.