Научная новизна диссертации: понятие, особенности написания и наглядные примеры.
Соискателю для присуждения ученой степени необходимо написать серьезное научное исследование, соблюдая актуальные стандарты, в том числе, подтверждая новизну рассматриваемой темы. С данным критерием оценки многие исследователи испытывают проблемы. Важно разобраться в понятии и научиться формулировать научную новизну при написании диссертации.
Понятие научной новизны диссертационного исследования
Под данным термином понимают собственный вклад ученого в развитие конкретной предметной области знаний и науки в целом. В процессе работы над диссертацией автору необходимо выявить, доказать и применить что-то принципиально новое. Проблема заключается в том, что с практической точки зрения не все исследовательские труды подразумевают наличие какого-либо открытия.
Ведутся споры относительно абсолютной новизны. Это объясняется необходимостью ознакомления с рядом информационных источников в процессе работы над диссертацией. Таким образом, автор в своих научных изысканиях опирается на существующие открытия и исследования. Сложно утверждать, что какая-то конкретная тема ранее не была изучена. С другой стороны, имеющиеся проекты допустимо осмыслить с разных сторон, к примеру:
- найти нестандартный подход для решения тех или иных задач;
- сформулировать понятие, которое всем известно, по-новому;
- предложить инновационный метод классификации;
- стать первым в реализации какой-то методики;
- выдвинуть гипотезу и доказать ее справедливость;
- разработать схемы совершенствования объекта научных изысканий;
- создать модель.
Благодаря научной новизне, диссертация или любой другой исследовательский труд приобретают ценность. Это отличает научный проект от простого реферата. В процессе выполнения исследования соискатель не просто пересказывает общеизвестные факты, а предлагает инновационные решения, методики, подходы, гипотезы, ссылаясь на ранее проведенные изыскания.
Особенности научной новизны магистерской диссертации
Автор магистерской диссертации претендуют на получение академической степени. Проект также должен отвечать требованиям относительно научной новизны. Исследователю следует руководствоваться стандартами, принятыми в конкретном учебном заведении, к примеру:
- НИУ МЭИ регламентирует правила оформления содержания диссертационного исследования и реферата к нему, которые обязательно должны включать в себя научную новизну.
- Юридический факультет МГУ предлагает соискателям представить характеристику новизны научного проекта в тексте рецензии, а также продублировать информацию во время защитного доклада.
- КПФУ устанавливает требования по формулировке и описанию признаков научной новизны диссертации в части с результатами выполненного исследования. Если магистрант пренебрегает этим правилом, то комиссия снижает баллы.
- Высшая школа менеджмента СПбГУ не предусматривает в методических рекомендациях такое понятие как «новизна». Термин заменен на индивидуальный подход к решению проблем и самостоятельность выводов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что научная новизна является неотъемлемым признаком достойного научного проекта. С целью соблюдения обязательного требования в случае магистерской диссертации достаточно хотя бы в одном пункте раскрыть новизну исследований, чтобы выполнить предусмотренные правила.
Правила оформления научной новизны в кандидатской диссертации
Соискателям, желающим получить степень кандидата наук, полезно ознакомиться с Постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 №842. Документ содержит исчерпывающую информацию о процедуре получения ученых степеней. Прежде всего, автору диссертации необходимо позаботиться о решении актуальных для конкретной сферы научных знаний задач путем применения инновационных подходов и методик. Полученные результаты в ходе выполнения диссертационного исследования должны быть новыми.
С другой стороны, в действующем Положении не установлено количество элементов научной новизны в проекте. С целью определить это правило целесообразно обратиться к стандартам ВАК, регламентирующим минимум для статей. Когда для каждой такой статьи предусмотрен, по меньшей мере, один итог с признаком новизны, получается, что соискателям, специализирующимся на гуманитарных дисциплинах, необходимо сформулировать не менее трех подобных элементов. В случае с другими предметными областями аналогичный показатель равен двум.
Если распределить результаты, характеризующиеся новизной, по всем разделам кандидатской диссертации, то можно легко выполнить ранее рассмотренные требования. Таким образом, из расчета на каждый параграф получается в общем 10 выводов и 1 обобщающий. Это максимальные цифры для диссертационного исследования кандидата.
Написание научной новизны при подготовке докторской диссертации
Как рассмотрено в предыдущем разделе, существуют стандартизированные требования относительно написания исследовательской работы. Касаемо работ будущих докторов наук, стоит обратить внимание на следующие признаки, которые должна содержать в себе диссертация:
- достижение в науке;
- важность представленных решений для работы над актуальными проблемами;
- новизна сделанных выводов и достигнутых результатов.
Важно заметить, что докторская диссертация сопровождается большими трудностями при написании новизны. Уровень данного показателя в этом случае существенно выше, чем у прочих проектов. Автору необходимо опубликовать 15 статей, если исследование посвящено гуманитарным дисциплинам, иначе, достаточно 10 публикаций. Этими цифрами допустимо руководствоваться при определении количества выводов с новизной.
Правила формулировки признаков научной новизны диссертации
Теоретические аспекты написания элементов новизны в диссертационном исследовании вполне понятны. При ознакомлении с государственными стандартами и правилами конкретного вуза у автора не возникает проблем. Однако на практике дела обстоят несколько сложнее. По этой причине лучше воспользоваться советами опытных специалистов, чтобы не допустить ошибок в собственном исследовании:
- Новизна не должна копировать цель научного труда. Дело в том, что многие работы могут преследовать одинаковые цели, но значительно отличаются методами изысканий и полученными результатами.
- Стоит различать понятия новизны и значимости диссертации в плане теоретической ценности и прикладного назначения. Это объясняется невозможностью установления четкой связи между новизной и пользой исследования. Кроме того, сложно доказать то, что выявленный позитивный эффект не был ранее достигнут.
- В процессе выполнения диссертационного исследования можно выбрать несколько трудов с близкими по смыслу темами для сравнения с собственной тематикой, что позволит распознать значительные отличия.
Различают новизну в теории и практике. Признак может обладать технологической или методологической направленностью. Однако такие элементы не отличаются по степени ценности и значению для развития науки. Кроме того, если в какой-то сфере научных знаний принято акцентировать внимание на одном типе признака новизны, то целесообразно рассмотреть в своей работе остальные.
Если распределить результаты, характеризующиеся новизной, по всем разделам кандидатской диссертации, то можно легко выполнить ранее рассмотренные требования. Таким образом, из расчета на каждый параграф получается в общем 10 выводов и 1 обобщающий. Это максимальные цифры для диссертационного исследования кандидата.