Особенности и правила написания целей и задач для диссертации.

Дата: август 15, 2022 13:05
Просмотров: 306

Диссертация представляет собой серьезное научное исследование. Результативность подобного труда определяется еще на этапе постановки целей и задач. По этой причине к их формулировке следует подойти максимально ответственно. В целях и задачах кроется смысл реализуемого проекта.

Основные понятия

Под целью исследовательской работы понимают ее назначение, итоговый результат, который должен достигнуть автор диссертации. Цель напрямую связана с выявленной проблемой в изучаемой области научных знаний и тематикой проекта. Подразумевается, что цель таких изысканий может быть в единственном числе. В качестве примеров целесообразно привести характеристику нового явления или инновационной методики. При формулировке цели требуется писать текст понятным языком, но в научном стиле.

Написание цели обязательно учитывает актуальность рассматриваемых вопросов. В формулировке используют следующие глаголы:

  • доказать;
  • создать;
  • выявить;
  • выяснить;
  • установить;
  • обосновать;
  • определить.

Когда цель написана, можно приступать к задачам, то есть действиям и мероприятиям, которые направлены на достижение обозначенной цели. Меры рекомендуется написать поэтапно, чтобы они перекликались с разделами основной части диссертации. Как правило, автор формулирует несколько задач в зависимости от специфики и сложности выполняемого исследования. Целесообразно оперировать следующими глаголами:

  • изучить;
  • проанализировать;
  • рассмотреть;
  • провести эксперимент;
  • описать;
  • сравнить;
  • прийти к выводу.

Необходимо четко различать между собой цели и задачи диссертационного исследования. Обычно, соискатели путают эти понятия, что сопровождается большими проблемами на защите диссертации. Например, постановка опытов и анализ литературы не являются отдельными задачами. С другой стороны, данные процессы играют роль способов решения поставленных задач.

Сравнение целей в магистерских и докторских диссертациях

Магистерское исследование представляет собой разновидность ВКР. Студенты пишут подобные проекты, чтобы продемонстрировать уровень профессиональной подготовки. Соискатели на кандидатскую степень выполняют серьезные научные труды, обладающие теоретической значимостью и прикладной ценностью. Таким образом, цель кандидатской диссертации максимально актуальна для научного сообщества с точки зрения конкретной области знаний.

Будущие доктора наук изобретают новые способы решения существующих проблем, выдвигают собственные гипотезы и теории, раскрывают грани вопроса, интересные для будущих исследований. Новаторский подход высоко ценится в докторской диссертации и является неотъемлемым признаком ее цели. Однако принципы новизны присуще и магистерским проектам. Другими общими чертами подобных видов исследовательской деятельности являются описательный и аналитический характер, прикладная ценность диссертации.

Рекомендации по написанию цели

Какое-либо исследование берет свое начало в изучении литературных источников по выбранной теме. Полученная информация и собранные данные помогают автору оценить степень изученности того или иного вопроса, перспективы работы в обозначенном направлении. Данные аспекты следует отразить при формулировке цели диссертации. Можно воспользоваться простыми приемами, чтобы корректно написать цель:

  • описать недостатки в рассмотрении вопроса, подкрепляя текст наглядными аргументами и фактами;
  • представить доказательства эффективности инновационного подхода к решению проблемы;
  • изучить существующие публикации, в которых указаны перспективы развития тематики.

Правила формулировки задач

Формулируя задачи для диссертационного исследования, следует руководствоваться следующими принципами:

  • обоснованная актуальность изучаемого вопроса;
  • применение современных методик и инструментов в процессе исследования;
  • предложенные решения применимы на практике;
  • выводы основаны на самостоятельно выполненных экспериментах и сформулированы научным языком;
  • демонстрация навыков автором диссертации работы с информационными источниками;
  • возможности для профессионального роста и успехов соискателя в выбранной области научных знаний.