Постановка цели и формулировка задач диссертации: особенности и правила написания.
Автору диссертации предстоит подготовить серьезный научный труд. Правильная постановка цели определяет успех всего исследования. По этой причине ее формулировке стоит уделить особое внимание. Целесообразно идти к достижению цели поэтапно, структурируя рабочий процесс. В процессе планировании принято обозначать ряд задач, при решении которых поставленная цель будет достигнута. В результате исследование приобретает смысл, а грамотно написать эти структурные элементы несложно, зная стандартные приемы и правила.
Определение цели, задач, понятие методологии в диссертационном проекте
При написании цели исследователь отвечает на вопрос о том, чего он хочет добиться путем проведения исследования. Таким образом, задается вектор на итоговый результат научных изысканий. Цель является следствием некой проблемы, которую автор поднимает, начиная работу над проектом. В свою очередь, проблематика диссертации зависит от выбранной темы.
Допустимо ставить лишь единственную цель для одного конкретного исследования. К примеру, автор стремится описать новое явление, разработать принципиально инновационный подход или метод. В процессе формулировки цели важно оперировать понятными широкой аудитории терминами и использовать научный стиль.
Существует несколько слов-клише, которые наиболее часто используют диссертанты, например:
- разработать;
- установить;
- обосновать.
Формулировка цели предполагает обоснование ее актуальности. После того, как цель поставлена, нужно приступить к написанию необходимых действий для ее достижения, то есть определению задач. Данный структурный элемент представляет собой некий план работы с разбивкой на отдельные пункты. При этом следует соблюдать определенный порядок и решать задачи планомерно.
Исходя из задач, исследователь составляет наименование глав исследовательской работы и фиксирует их в содержании документа. В процессе формулировки задач принято использовать следующие глаголы:
- исследовать;
- систематизировать;
- найти;
- описать;
- провести.
Стоит отметить, что допустимо ставить несколько задач для одной цели. Однако не рекомендуется слишком увлекаться, так как количество задач определяет напрямую сложность диссертации. Кроме того, необходимо различать понятия задач и методов исследования. Подобную ошибку допускают многие неопытные диссертанты. К примеру, проведение опытов или анализ литературы можно отнести к методологии, но не записать в качестве самостоятельных задач.
Отличия целей и задач в магистерской и кандидатской диссертациях
Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу, по средствам которой исследователь демонстрирует собственные профессиональные навыки и способности работать самостоятельно. Кандидатская диссертация является объемным научным трудом. Ее автор защищает исследование, чтобы получить научную степень.
В случае кандидатской диссертации проблема, которую решает исследователь, отличается актуальностью и злободневностью. При достижении поставленной цели будущий кандидат наук применяет инновационные подходы и изучает вопросы, которые не были исследованы ранее. В основе проекта новые изобретения, а по результатам проделанной работы необходимо предложить эффективные решения рассматриваемой проблемы. При этом задачи имеют теоретическую направленность и прикладной характер.
Кандидатская и магистерская диссертации объединены несколькими общими характеристиками:
- наличие элемента новизны;
- описание и изучение исследуемого объекта;
- проект представляет ценность с точки зрения практики.
Правила постановки цели при подготовке исследовательского проекта
Приступая к работе, автор исследования начинает изучать материалы по рассматриваемой теме. Анализ литературных источников обладает большим значением для успешного проекта. Кроме того, при знакомстве с имеющимися публикациями и данными несложно оценить степень изученности темы, а также выявить пробелы в этой области. Однако подобная работа является только одним из этапов грамотной постановки цели.
Определить целевое назначение диссертации можно несколькими путями:
- аргументация отсутствия полноценного решения поставленного в предыдущих работах вопроса, обозначение областей для дальнейшего развития и совершенствования;
- доказательства высокой эффективности инновационных методик по сравнению с устаревшими подходами;
- использование заключительных выводов из опубликованных научных трудов, в которых авторы размышляют над возможностями для продолжения работы в выбранном направлении.
Формулировка задач в диссертации
Правила написания задач изложены в государственных стандартах и методических рекомендациях, предусмотренных для написания диссертационного проекта. Важно, чтобы сформулированные задачи соответствовали следующим критериям:
- наличие доказательств актуальности изучаемой проблематики;
- применение современных методик и подходов в процессе решения вопросов;
- обоснование эффективности предложенных решений, возможность применения их на практике;
- научная формулировка выводов, подкрепленных самостоятельно проведенными опытами и экспериментами;
- демонстрация навыков проводить научные изыскания без посторонней помощи, работать с литературными источниками, перспективы дальнейшего развития в научной среде.
Расположение структурных элементов в документе
Диссертационный проект включает в себя несколько ключевых разделов, в том числе, введение, основной раздел, заключение. Цель и задачи для ее достижения располагают во вводной части. Целесообразно приступить к описанию цели после описания проблемы или объекта исследования. Так как требования могут несколько отличаться, лучше заранее разъяснить этот момент у куратора.
В процессе написания задач следует ориентироваться на спланированную структуру научного труда. Каждая задача сопровождается выводами. Результаты оформляют в конце главы и подраздела. Таким образом, автору удается установить логичный порядок изложения информации по мере реализации исследовательского проекта.
Часто встречающиеся ошибки
Полезно ознакомиться с распространенными ошибками, которые допускают многие авторы диссертаций, чтобы их избежать при написании собственного исследования. Как правило, в работах можно обнаружить следующие недочеты:
- отсутствует связь между целью и рассматриваемой проблемой, а также темой диссертационного проекта, либо эти понятия дублируют друг друга;
- цель не является отражением результатов исследовательского труда, итоги не имеют четкой формулировки и являются размытыми;
- отсутствует обоснование практической ценности проведенных научных изысканий.