Постановка цели и формулировка задач диссертации: особенности и правила написания.

Дата: декабрь 15, 2022 13:05
Просмотров: 472

Автору диссертации предстоит подготовить серьезный научный труд. Правильная постановка цели определяет успех всего исследования. По этой причине ее формулировке стоит уделить особое внимание. Целесообразно идти к достижению цели поэтапно, структурируя рабочий процесс. В процессе планировании принято обозначать ряд задач, при решении которых поставленная цель будет достигнута. В результате исследование приобретает смысл, а грамотно написать эти структурные элементы несложно, зная стандартные приемы и правила.

Определение цели, задач, понятие методологии в диссертационном проекте

При написании цели исследователь отвечает на вопрос о том, чего он хочет добиться путем проведения исследования. Таким образом, задается вектор на итоговый результат научных изысканий. Цель является следствием некой проблемы, которую автор поднимает, начиная работу над проектом. В свою очередь, проблематика диссертации зависит от выбранной темы.

Допустимо ставить лишь единственную цель для одного конкретного исследования. К примеру, автор стремится описать новое явление, разработать принципиально инновационный подход или метод. В процессе формулировки цели важно оперировать понятными широкой аудитории терминами и использовать научный стиль.

Существует несколько слов-клише, которые наиболее часто используют диссертанты, например:

  • разработать;
  • установить;
  • обосновать.

Формулировка цели предполагает обоснование ее актуальности. После того, как цель поставлена, нужно приступить к написанию необходимых действий для ее достижения, то есть определению задач. Данный структурный элемент представляет собой некий план работы с разбивкой на отдельные пункты. При этом следует соблюдать определенный порядок и решать задачи планомерно.

Исходя из задач, исследователь составляет наименование глав исследовательской работы и фиксирует их в содержании документа. В процессе формулировки задач принято использовать следующие глаголы:

  • исследовать;
  • систематизировать;
  • найти;
  • описать;
  • провести.

Стоит отметить, что допустимо ставить несколько задач для одной цели. Однако не рекомендуется слишком увлекаться, так как количество задач определяет напрямую сложность диссертации. Кроме того, необходимо различать понятия задач и методов исследования. Подобную ошибку допускают многие неопытные диссертанты. К примеру, проведение опытов или анализ литературы можно отнести к методологии, но не записать в качестве самостоятельных задач.

Отличия целей и задач в магистерской и кандидатской диссертациях

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу, по средствам которой исследователь демонстрирует собственные профессиональные навыки и способности работать самостоятельно. Кандидатская диссертация является объемным научным трудом. Ее автор защищает исследование, чтобы получить научную степень.

В случае кандидатской диссертации проблема, которую решает исследователь, отличается актуальностью и злободневностью. При достижении поставленной цели будущий кандидат наук применяет инновационные подходы и изучает вопросы, которые не были исследованы ранее. В основе проекта новые изобретения, а по результатам проделанной работы необходимо предложить эффективные решения рассматриваемой проблемы. При этом задачи имеют теоретическую направленность и прикладной характер.

Кандидатская и магистерская диссертации объединены несколькими общими характеристиками:

  • наличие элемента новизны;
  • описание и изучение исследуемого объекта;
  • проект представляет ценность с точки зрения практики.

Правила постановки цели при подготовке исследовательского проекта

Приступая к работе, автор исследования начинает изучать материалы по рассматриваемой теме. Анализ литературных источников обладает большим значением для успешного проекта. Кроме того, при знакомстве с имеющимися публикациями и данными несложно оценить степень изученности темы, а также выявить пробелы в этой области. Однако подобная работа является только одним из этапов грамотной постановки цели.

Определить целевое назначение диссертации можно несколькими путями:

  • аргументация отсутствия полноценного решения поставленного в предыдущих работах вопроса, обозначение областей для дальнейшего развития и совершенствования;
  • доказательства высокой эффективности инновационных методик по сравнению с устаревшими подходами;
  • использование заключительных выводов из опубликованных научных трудов, в которых авторы размышляют над возможностями для продолжения работы в выбранном направлении.

Формулировка задач в диссертации

Правила написания задач изложены в государственных стандартах и методических рекомендациях, предусмотренных для написания диссертационного проекта. Важно, чтобы сформулированные задачи соответствовали следующим критериям:

  • наличие доказательств актуальности изучаемой проблематики;
  • применение современных методик и подходов в процессе решения вопросов;
  • обоснование эффективности предложенных решений, возможность применения их на практике;
  • научная формулировка выводов, подкрепленных самостоятельно проведенными опытами и экспериментами;
  • демонстрация навыков проводить научные изыскания без посторонней помощи, работать с литературными источниками, перспективы дальнейшего развития в научной среде.

Расположение структурных элементов в документе

Диссертационный проект включает в себя несколько ключевых разделов, в том числе, введение, основной раздел, заключение. Цель и задачи для ее достижения располагают во вводной части. Целесообразно приступить к описанию цели после описания проблемы или объекта исследования. Так как требования могут несколько отличаться, лучше заранее разъяснить этот момент у куратора.

В процессе написания задач следует ориентироваться на спланированную структуру научного труда. Каждая задача сопровождается выводами. Результаты оформляют в конце главы и подраздела. Таким образом, автору удается установить логичный порядок изложения информации по мере реализации исследовательского проекта.

Часто встречающиеся ошибки

Полезно ознакомиться с распространенными ошибками, которые допускают многие авторы диссертаций, чтобы их избежать при написании собственного исследования. Как правило, в работах можно обнаружить следующие недочеты:

  • отсутствует связь между целью и рассматриваемой проблемой, а также темой диссертационного проекта, либо эти понятия дублируют друг друга;
  • цель не является отражением результатов исследовательского труда, итоги не имеют четкой формулировки и являются размытыми;
  • отсутствует обоснование практической ценности проведенных научных изысканий.