Как правильно написать доклад

Дата: октябрь 02, 2021 14:15
Просмотров: 1008

Доклад является кратким, но информативным сообщением, раскрывающим суть рассматриваемого вопроса и подкрепленным различными мнениями об изучаемом предмете. Иногда автору допустимо излагать собственную точку зрения в рамках тематической проблематики, к примеру, принимая участие в семинарах, конференциях, диспутах, защите ВКР.

Немногие студенты знакомы с тем, как правильно написать доклад. Научно-исследовательская работа предполагает проведение самостоятельных изысканий, обработку большого объема информации, предоставление доступных для широкой аудитории и квалифицированных ответов на поставленные вопросы. Публичный доклад может быть написан или презентован в устной форме. В распространенных случаях учащиеся вузов предпочитают второй вариант выступления.

Основные требования к документу

Секрет успешного докладчика заключается в грамотном планировании исследовательской деятельности. Для того чтобы разобраться, как писать доклад по плану, следует познакомиться с основными структурными элементами работы. Особое внимание необходимо уделить правилам оформления документа. К примеру, согласно общепринятым требованиям, объем материала не должен превышать пяти листов А4, набранных 14 кеглем.

Структура документа

Структурные элементы доклада:

  • Вступительная часть с приветствием.
  • Введение. Данный раздел посвящен целям и задачам работы, содержит аргументы в пользу важности и актуальности проводимого исследования. Вводная часть призвана заинтересовать аудиторию.
  • Основная часть. В этой главе автор рассказывает о применяемых методах изучения вопроса по теме, проделанной работе, анализирует полученные результаты.
  • Заключение. Докладчик завершает свое выступление, подводя итоги работы.

Стандарты ГОСТ

Оформление доклада регламентировано те ми же правилами, что и написание реферата. Узнать, как писать доклад в колледже, университете или вузе, можно, ознакомившись с актуальными требованиями ГОСТ. Другие рекомендации легко найти в методических указаниях, которые можно получить на кафедре. Действующими стандартами являются:

  • ГОСТ 7.32-2001;
  • ГОСТ 7.9-95.

Данные правила распространяются также на курсовые и дипломные проекты, рефераты, другие учебные задания и отчеты. При написании доклада необходимо придерживаться научного стиля изложения информации. Нельзя допускать следующие ошибки:

  • длинные сложные предложения, которые затрудняют восприятие материала;
  • иностранные слова, которые редко употребляются, узкоспециализированные термины и понятия, используемые лишь ограниченным кругом профессионалов;
  • бессмысленные вводные конструкции;
  • общие слова.

Автору следует минимально ссылаться на собственную позицию при написании доклада. Рекомендуется не использовать местоимения «я», «моя» (точка зрения).

Правила написания доклада

Перед тем как самостоятельно написать доклад, необходимо составить алгоритм действий. В первую очередь рекомендуется подготовить план с разделами и подразделами. Ключевые этапы написания научно-исследовательской работы:

  • Выбор темы. Если есть такая возможность, нужно выбрать наиболее интересную для себя тематику работы, что существенно упростит задачу.
  • Подбор литературных источников по выбранному направлению, в том числе печатные издания и интернет-ресурсы. Далее нужно изучить собранную информацию, параллельно выделяя подходящий материал.
  • Планирование. Ориентироваться при этом необходимо на слушателя.
  • Подведение итогов, формулировка выводов.
  • Подготовка к ответам на возможные вопросы.
Характеристика структурных элементов:
  • Оглавление формируется на основании заранее составленного плана.
  • Каждый раздел начинается с новой строки с указанием номера страницы.
  • Введение содержит краткое изложение ключевой идеи и цели исследования, доказательства актуальности и новизны работы.
  • Главная часть доклада призвана полностью раскрыть тему, опираясь на доводы и аргументы.
  • Заключение состоит из выводов, сделанных докладчиком, которые основаны на итогах проделанной работы.
  • Список литературы, оформленный в соответствии с ГОСТ.

Особенности оформления документа

После определения структуры работы и составления плана можно оформлять доклад. В распространенных случаях текст печатают в специальном редакторе Ворд, используя шрифт Times New Roman, 12-14 кегль, полуторный межстрочный интервал, выравнивание по ширине листа. Важно правильно определить разметку страницы. Левое поле должно составлять 30 мм, а для остальных полей предусмотрен отступ в 20 мм.

Страницы обязательно нумеруют. Обычно цифра ставится в верхнем правом углу листа. Точки в заголовках не допустимы. Для титульного листа и страницы с оглавлением нумерация не предусмотрена. Каждый раздел следует печатать с новой страницы.

Особенности оформления титульного листа

В верхней части титульного листа необходимо указать название образовательного учреждения. Затем следует информация о виде работы, наименование выбранной темы, имя автора и преподавателя, год написания. Допустимо воспользоваться готовыми бланками для оформления титульного листа. Перед тем как написать реферат по такому образцу, лучше уточнить его актуальность и правильность на кафедре. Для вызова функции в текстовом редакторе следует воспользоваться блоком «Вставка» в левом верхнем углу на панели инструментов.

После щелчка по строке «Титульная страница», приложение откроет несколько образцов обложки. Автору потребуется заполнить все необходимые данные. Модель «Сетка» предусматривает место для тезисов доклада.

Содержание

Данная страница включает в себя перечисление основных разделов работы. Пример оформления содержания:

Основная часть

При оформлении основной части необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • Каждая глава начинается с новой страницы.
  • Названия разделов не должны отличаться от тех, что обозначены в содержании.
  • Заголовок печатают по центру строчки и выделяют жирным шрифтом.

Список литературных источников

Библиографический список необходимо оформлять в соответствии со стандартами ГОСТ 7.32.2001 и 7.1—2003. Большое значение имеет расстановка знаков препинания и корректность использования заглавных букв. Инициалы имени, отчества и фамилию разделяют с помощью пробела. Список литературы начинается с печатных изданий, а затем следует перечисление электронных ресурсов.

Пример оформления обложки доклада:

Секреты успешного выступления перед аудиторией

Знание того, как написать доклад «на отлично», еще не гарантирует успех. Важно грамотно преподнести информацию слушателям. Продолжительность речи составляет не более 10-15 минут. По этой причине следует акцентировать внимание аудитории лишь на наиболее важных и интересных моментах исследования. Особенности выступления:

  • при употреблении какого-либо термина необходимо знать его определение, чтобы при необходимости представить разъяснения слушателям;
  • стоит заранее поработать над публичными выступлениями, чтобы не испытывать чувство страха, а быть уверенным во время чтения доклада;
  • не стоит торопиться: оптимальная скорость речи составляет около 120 слов в минуту.

Если доклад дополнен презентацией, то информация воспринимается гораздо легче. В качестве визуального сопровождения можно подготовить слайды со схемами, графиками, диаграммами и другим материалов, в том числе, видео и фото.

Доклад представляет собой увлекательную самостоятельную работу. Секрет того, как быстро и хорошо написать доклад, заключается в детальной проработке выбранной темы, качественном подборе материалов, оформлении документов, согласно актуальным стандартам ГОСТ, а также подготовке эффектной презентации и выступления. Благодаря полезным советам, задача по написанию доклада значительно упрощается.