Доклад на защиту кандидатской

Дата: январь 14, 2023 14:09
Просмотров: 1014

Кандидатская диссертация успешно написана и одобрена научным руководителем. Но пока рано считать, что корочки диплома кандидата наук практически у вас на руках: вам предстоит еще выдержать процедуру защиты. Пройдет ли защита кандидатской диссертации с успехом, в большинстве случаев зависит от ее эффектной презентации.

У вас уже имеется опыт защиты магистерской, но выступление на защите кандидатской диссертации требует более основательного подхода.

В статье вы найдете рекомендации по подготовке доклада на защиту кандидатской: как написать и грамотно подать его на выступлении.

Что надо знать о процедуре защиты

Перед тем как состоится публичная защита диссертационного исследования, соискателю, завершившему работу над научным трудом, предстоит пройти предварительную защиту, состоящую из двух этапов.

Таким образом, претенденту на кандидатскую степень необходимо предстать перед аудиторией с научным докладом, цель которого — донести до слушателей результаты исследования, целых три раза:

  • сначала в той организации, где подготавливался научный труд (для этого созывается научный семинар);
  • затем на предварительной защите перед диссертационным советом, также проводимой в виде семинара;
  • и на завершающем этапе — официально назначенной публичной защите.

Поэтому работа над докладом также делится на три этапа: черновой, предварительный и окончательный. Сначала пишется черновой вариант, который впоследствии корректируется с учетом высказанных пожеланий коллег той организации, где работал соискатель. Затем в полученный предварительный вариант вносятся правки в зависимости от того, какие замечания были сделаны оппонентами и другими членами диссовета на предзащите.

На последнем, официальном этапе защиты, будущему кандидату наук отводится для доклада не более двадцати минут. Примерно столько времени займет речь, если она укладывается ориентировочно в восемь страниц стандартного текста (под стандартом подразумевается использование полуторного межстрочного интервала, что позволяет уместить на странице сорок строк).

Помимо устной речи доклад предусматривает наличие иллюстративного материала, к которому докладчик должен периодически обращаться. Это может быть раздаточный материал в виде карточек или слайдовая презентация, где информация будет представлена таблицами, диаграммами, графиками, схемами. Также хорошо смотрятся на защите плакаты. С помощью иллюстраций диссертант зрительно подкрепляет:

  • суть диссертационного исследования;
  • его научную новизну;
  • вклад автора в достижение результатов;
  • значимость полученных результатов как в теоретическом, так и практическом плане;
  • их ценность в социальном и экономическом плане.

На официальной защите нет смысла много времени уделять разжевыванию сути научного труда. К тому времени большинство присутствующих (коллеги, ученые, специалисты по данной теме, члены диссертационного совета) уже будут иметь возможность ознакомиться с кратким содержанием диссертации, изучив или сам научный труд, или автореферат к нему.

Существующая схема организации процесса защиты предусматривает предварительную рассылку копий автореферата участникам заседания. Оригинал же диссертации (для возможности ознакомления с ним) должен находиться в библиотечном фонде той организации, где находится диссертационный совет.

По вышеуказанной причине докладчику следует сконцентрироваться на том, чтобы:

  • привести доказательства в пользу предложенной им научной гипотезы;
  • раскрыть выносимые им на защиту положения;
  • представить результаты проведенного исследования;
  • обосновать их значимость для практического применения как в научной отрасли, так и в отраслях народного хозяйства, а также для социальной составляющей общественной жизни.

Структура доклада на защиту кандидатской

С одной стороны, доклад соискателя можно структурно представить в виде трех разделов, имеющих собственную схему построения (вступительного, основного и заключительного). С другой стороны — они вместе должны составлять нечто цельное, логически вытекать один из другого. Основной раздел развивает идеи, обозначенные во вступительном, а заключительный — подводит итоги, вытекающие из основного.

Вступительный раздел

Здесь автор доносит до слушателей свое мнение — почему он считает обсуждаемую тему диссертации актуальной. Затем, оперируя данными первоисточников, он указывает на обнаруженные им проблемные места в выбранной для исследования теме, и на необходимость найти решения данных проблем в той научной сфере, где он специализируется.

Работа с литературными источниками, в которых зафиксированы результаты научной деятельности других ученых, состоит:

  • в сопоставлении этих результатов и их анализе;
  • в выявлении их сильных и слабых сторон с последующей критической оценкой.

Отсюда логически следует постановка цели диссертационного исследования и вытекающий из них список задач, требующих решения для достижения обозначенной цели.

Далее автор характеризует выбранный объект исследования и непосредственно изучаемый им предмет исследования, являющийся частью объекта. После этого докладчик переходит к избранной им методологии научного изыскания и подробнее останавливается на методах, которые он использовал. При этом надо провести краткую сравнительную характеристику методов и пояснить, в чем преимущество выбранных методов для конкретного исследования.

Заканчивается вступительный раздел формулировкой выносимых на защиту положений и обоснованием их научной новизны.

Основной раздел

Это самый большой и содержательный раздел доклада. Он посвящен описанию результатов исследования, достигнутых в ходе решения поставленных задач, их анализу. Тем самым соискатель обосновывает верность вынесенных им на защиту положений (либо опровергает их, что бывает крайне редко).

Диссертант излагает результаты исследования в том порядке, в каком решались поставленные задачи и, соответственно, писались главы основной части диссертации. Исключение составляют случаи, когда в целях оптимизации построения доклада соискатель предпочтет не повторять структуру научного труда, а воспользуется другой логикой.

В большинстве случаев докладчик в своем рассказе плавно переходит от одной главы к другой, беря за основу информацию из окончания глав с описанием результатов и промежуточных выводов. При этом вся информация неизменно сопровождается иллюстрациями, что положительно настраивает аудиторию по отношению к указанным результатам.

Примечание

Почему так важно создать у членов совета положительное восприятие своих трудов? Потому что цель соискателя — не только познакомить слушателей с новыми научными достижениями, но и пробудить в них симпатии вместе с желанием отдать свой голос за присуждение кандидатской степени. Эта цель для диссертанта является самой главной. Именно к ней надо стремиться при подготовке доклада на защиту кандидатской.

Заключительный раздел

Содержание этого раздела берется из заключительной части диссертации и посвящено итоговым выводам:

  • результатам, к которым пришел автор научного труда;
  • их научной значимости с точки зрения как теоретической, так и практической стороны;
  • возможности внедрения в производственных и прочих отраслях народного хозяйства (в случае прикладного характера диссертации), включая социальную и культурную сферы.

Если результаты уже внедрены на практике, то следует сделать на этом акцент, перечислив организации, где состоялось внедрение. Кроме того, надо обозначить его объемы и перспективы дальнейшего использования.

Еще один важный момент — не забыть о прочих достижениях соискателя. Диссертант вполне обоснованно может гордиться выданными ему авторскими свидетельствами и патентами на изобретения. Упоминание о них придаст его имиджу больший вес и склонит комиссию в сторону одобрения диссертационного исследования.

Здесь же стоит перечислить опубликованные научные работы. Речь идет:

  • о монографиях;
  • о публикациях по направлению кандидатской диссертации в журналах ВАК;
  • о публикациях в российских и зарубежных сборниках, содержащих научные труды самых известных учебных и исследовательских заведений.

Этим соискатель подтверждает, что деятели науки (как в России, так и за рубежом) знакомы с его достижениями.

Все вышеуказанные факты надо умело встроить в заключительный раздел доклада. Здесь вам могут прийти на помощь преподаватели вашей кафедры и особенно научный руководитель.

За образец можете взять пример доклада на защиту кандидатской, пройдя по ссылке. Файл будет сохранен в ваших загрузках.

Советы по подготовке иллюстративного материала к докладу

Иллюстрации к докладу могут размещаться на слайдах, раздаточном материале или на плакатах. Обычно они представлены:

  • номограммами;
  • диаграммами;
  • таблицами;
  • схемами
  • чертежами;
  • графиками;
  • фотографиями.

Благодаря подобным вспомогательным материалам слушатели лучше воспринимают информацию, а докладчику удается более четко и последовательно изложить ее, наглядно доказать выдвинутые им на защиту положения.

Строгих ограничений по количеству наглядного материала нет. Но слишком большое количество слайдов, плакатов или карточек может притупить восприятие информации и будет иметь эффект, обратный ожидаемому.

Может случиться так, что соискатель, пытаясь уложиться в отведенные ему двадцать минут, постарается пройтись по каждой иллюстрации, толком не останавливаясь ни на одной. При этом ему не удастся представить все достижения своей работы, и композиция доклада окажется скомканной.

Рекомендованное количество слайдов для презентации — от двенадцати до пятнадцати. Вы можете ориентироваться на это количество или сами выбрать столько, сколько необходимо, чтобы осветить основные вопросы и уложиться в регламент, оставив темп речи оптимальным для восприятия на слух.

Иллюстрации должны соответствовать следующим характеристикам:

  • быть наглядными;
  • не вызывать затруднений при их демонстрации;
  • позитивно оцениваться аудиторией.

Выбирая иллюстрацию, убедитесь, что она не будет иметь двоякого толкования. В противном случае вас могут втянуть в дискуссию по этому вопросу. И если вы к ней не готовы, это будет большим минусом вашей линии защиты.

Стоит заранее продумать, действительно ли результаты, которые вы хотите с ее помощью продемонстрировать являются:

  • достоверными;
  • надежными;
  • воспроизводимыми.

При малейших сомнениях лучше не акцентировать внимание слушателей на данной иллюстрации.

Рекомендации по подготовке к докладу

  1. После первого и второго этапа предварительной защиты диссертант должен прислушаться к замечаниям и пожеланиям слушателей, проанализировать содержание и внести необходимые коррективы по устранению недоработок. Стоит обратить внимание на моменты, вызвавшие затруднения в восприятии информации (это можно понять по задаваемым вопросам) и проработать их в данном направлении. Иллюстративный материал тоже может быть изменен, если с ним возникли какие-то недоразумения.
  2. Не бойтесь, если при составлении основного раздела доклада вам придется отойти от структуры диссертации, и из-за этого последовательность в преподнесении полученных результатов будет нарушена. Главное — произвести эффект при выступлении. А для этого на первое место следует выдвинуть те результаты, которые вы считаете наиболее выигрышными с точки зрения их значимости в плане практического применения и научной новизны. Посвятите им больше времени, остальные, не столь значимые, можно просто перечислить, не останавливаясь на них подробно.
  3. Составляя доклад, проанализируйте каждую фразу своей речи: не вызовет ли она шквал вопросов, ответы на которые у вас не подготовлены. Чтобы этого не случилось, старайтесь не касаться в докладе моментов, которые не подлежали рассмотрению в вашей диссертации.
  4. При подготовке слайдов или другого наглядного материала комбинируйте фрагменты различных иллюстраций, приведенных в диссертации, таким образом, чтобы получить информативные итоговые графики или таблицы. Это облегчит вам подведение итогов.
  5. Ваша основная задача — склонить тех, кто будет решать голосованием судьбу вашей диссертации, на свою сторону. Помимо содержания доклада большую роль в этом могут сыграть уверенная и спокойная манера соискателя держаться во время выступления, научный и одновременно доступный стиль изложения материала, грамотные и лаконичные ответы на задаваемые вопросы.

Обобщая опыт уже состоявшихся выступлений на публичных защитах, мы рекомендуем прислушаться к следующим советам:

  • избегайте торопливой речи — она «съедает» окончания слов, что сильно снижает эффективность восприятия;
  • не повторяйте одни и те же существительные, заменяйте их местоимениями и синонимами;
  • не злоупотребляйте сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями, используйте вместо них лаконичные и четкие словесные конструкции;
  • соблюдайте речевые нормы, принятые в русском языке — особенно следите за правильной постановкой ударений (в случае сомнения сверяйтесь с орфографическим словарем, репетируя устную речь);
  • постарайтесь найти нечто универсальное между научной строгостью выстроенных аргументов (употреблением профессиональной узкоотраслевой научной терминологии) и доступностью для понимания рассматриваемых вопросов представителями других специальностей, находящихся в аудитории;
  • выдерживайте свою речь в спокойной, предельно понятной манере изложения, с соблюдением всех правил грамматики;
  • держитесь уверенно — это добавит убедительность содержанию доклада.

Помните, что решение присуждать или нет ученую степень зависит от уровня проведенного соискателем исследования, его успехов на научном поприще и продемонстрированную в процессе публичной защиты научную зрелость, соответствующую заявленной степени.

Поэтому очень важно преподнести себя и свою диссертацию таким образом, чтобы у присутствующих не осталось сомнения как в значимости вашего диссертационного исследования, так и в вашей собственной научной зрелости.

Положительный имидж соискателя формируется за счет его четкой речи, элегантности, уверенности в себе и собранности. Постарайтесь избавиться от качеств, работающих против вас: суетливости, высокомерия, сумбурной речи, использования в своей речи тавтологий. Они только снизят вашу оценку.

Еще одна негативная привычка, от которой следует избавиться — это неумение выслушать собеседника до конца, манера перебивать. Если вы на защите не дадите члену диссертационного совета или другому присутствующему окончательно сформулировать вопрос, и поторопитесь ответить на него, это сыграет не в вашу пользу. Учитесь выдержке, это во многом облегчит вам общение с людьми.

Диссертант имеет право выбрать: отвечать сразу на заданный вопрос или сначала составить их список. Мы рекомендуем воспользоваться первым вариантом. Так дискуссия будет выглядеть естественной и иметь более живой характер.

Отвечая логично, полно и аргументированно, вы можете отсечь массу остальных вопросов, умело направляя дискуссию в нужное вам русло — туда, где вы хорошо ориентируетесь.

Подведем общий итог: заключительный этап вашего продвижения к получению кандидатской степени во многом зависит:

  • от качественного написания и подготовки доклада для выступления на публичной защите, внесения в него своевременных корректировок;
  • от вашего умения убеждать слушателей и доходчиво доносить до них информацию.

Подготовка качественного доклада потребует от вас усердия, вдумчивости, терпения, консультаций с научным руководителем, неоднократных репетиций по отработке произношения и синхронизации речи с презентацией. Тогда вы наверняка достигнете своей цели и с успехом пройдете этап защиты диссертации, получив заслуженную кандидатскую степень.