Написать цели и задачи курсовой работы
Введение – эта та часть курсового проекта, внимание на которую читатели обратят в первую очередь. От качества введения складывается общее представление об исследовании, поэтому в этом блоке все должно быть максимально корректно и выверено. Наряду с другими важными структурными элементами введения – цели и задачи. В чем их отличие и как правильно формулировать, объясняем в данной статье.
Цель курсовой работы: зачем нужна, как написать, примеры
Цель может демонстрировать несколько подходов к исследованию:
- В теоретической курсовой (ее обычно задают на начальных курсах) цель может быть сформулирована так: «Изучить тему…». Такой подход подчеркивает учебную направленность труда.
- Например, в курсовой на тему «Виды средств массовых коммуникаций» целью будет «Изучить виды средств массовых коммуникаций» или «Проанализировать виды средств массовых коммуникаций» (при условии, что в практической главе подразумевается наличие аналитики).
- В проектно-ориентированных курсовых цель легко сформулировать за счет глаголов «спроектировать», «разработать», и т.д.
- Например: «Разработать программное обеспечение для автоматизации работы медицинского персонала», «Спроектировать 3D-модель протеза» и т.д.
- Цели работ, которые содержат рекомендации по совершенствованию деятельности какого-то предприятия, формулируются так: «Разработать рекомендации по предупреждению профессионального «выгорания» у молодых специалистов на первом рабочем месте», «Предложить пути повышения эффективности управления персоналом».
Задачи в курсовой работе: зачем нужны и как их сформулировать
Сумели определить цель? Отлично. Можно приступить к составлению задач, которые помогут ее достичь. Задачи – это нечто вроде «ступень» на пути к цели.
И если, определяя цель, можно опереться на тему проекта, то в случае с задачами поможет план курсовой (ее оглавление). К тому же, прямое соответствие между задачами и главами курсовой работы способно потом облегчить написание заключительной части (оно должно отражать решение сформулированных во введении задач) – достаточным собрать вместе выводы по каждому из параграфов.
Задачи по своей природе всегда связаны с действиями, потому их формулировку стоит начинать с глагола либо от отглагольного существительного.
Например:
- ознакомиться/ознакомление;
- изучить/изучение;
- описать/описание;
- систематизировать/систематизация;
- классифицировать/классифицирование;
- охарактеризовать/характеристика;
- выявить/выявление;
- привести/приведение;
- перечислить/перечисление;
- сопоставить/сопоставление;
- оценить/оценка;
- проанализировать/анализ;
- разработать/разработка;
- спроектировать/проектирование.
Как пункт плана может быть трансформирован в задачу курсовой работы? Приводим пример.
- Пункт плана: «Объекты и субъекты уголовной идентификации», задачей становится «Классификация объектов и субъектов уголовной идентификации».
- Пункт плана: «Экономика ведущих стран: плюсы и минусы», задачей становится «Выявление преимуществ и недостатков экономики ведущих стран».
- Пункт плана: «Особенности современной устной речи на примере выпусков новостей», задачей становится «Анализ особенностей современной устной речи на примере выпусков новостей».
Как написать цель и задачи курсовой? Полезные советы
Хоть в курсовом проекте введение и предшествует основной части, его часто совсем неудобно писать в самом начале. Если цель довольно легко сформулировать еще на этапе выбора темы и изучения требований к ней (обычно в методических указаниях указывается, какой характер должна носить работа – сугубо теоретический, аналитический или проектный), то с задачами лучше повременить. Дождитесь, пока руководитель утвердит план работы. Ведь если в план будут внесены изменения, придется переделывать и задачи. Но и это не стопроцентная гарантия того, что больше не придется «трогать» задачи. Будьте готовы, что внесение новых правок возможно в случае, когда в процессе исследования в предметной области «всплывают» новые, ранее неизученные, аспекты или если у вас появятся новые идеи, как усовершенствовать свой проект.
Помните, что задачи не могут повторять цель – иначе зачем нужны остальные? Порядок, в котором должны стоять задачи, обусловлен логикой исследования.
- В теоретической главе сначала нужно подойти к изучению уже существующих наработок по данной теме. Сначала рассматриваются вопросы общего характера, затем – более узкого.
- Затем углубленно анализируется предметная область – как все устроено на деле (в рамках страны, региона или города, предприятия либо организации, отдельно взятого сообщества – зависит от темы научного труда).
- Заключительный этап – студент предлагает авторскую разработку (описывает суть собственных предложений, производит расчеты, оценивает эффективность методов и т.д.).