Написать цели и задачи курсовой работы

Дата: апрель 10, 2020 14:20
Просмотров: 697

Введение – эта та часть курсового проекта, внимание на которую читатели обратят в первую очередь. От качества введения складывается общее представление об исследовании, поэтому в этом блоке все должно быть максимально корректно и выверено. Наряду с другими важными структурными элементами введения – цели и задачи. В чем их отличие и как правильно формулировать, объясняем в данной статье.

Цель курсовой работы: зачем нужна, как написать, примеры

Цель может демонстрировать несколько подходов к исследованию:

  • В теоретической курсовой (ее обычно задают на начальных курсах) цель может быть сформулирована так: «Изучить тему…». Такой подход подчеркивает учебную направленность труда.
  • Например, в курсовой на тему «Виды средств массовых коммуникаций» целью будет «Изучить виды средств массовых коммуникаций» или «Проанализировать виды средств массовых коммуникаций» (при условии, что в практической главе подразумевается наличие аналитики).
  • В проектно-ориентированных курсовых цель легко сформулировать за счет глаголов «спроектировать», «разработать», и т.д.
  • Например: «Разработать программное обеспечение для автоматизации работы медицинского персонала», «Спроектировать 3D-модель протеза» и т.д.
  • Цели работ, которые содержат рекомендации по совершенствованию деятельности какого-то предприятия, формулируются так: «Разработать рекомендации по предупреждению профессионального «выгорания» у молодых специалистов на первом рабочем месте», «Предложить пути повышения эффективности управления персоналом».

Задачи в курсовой работе: зачем нужны и как их сформулировать

Сумели определить цель? Отлично. Можно приступить к составлению задач, которые помогут ее достичь. Задачи – это нечто вроде «ступень» на пути к цели.

И если, определяя цель, можно опереться на тему проекта, то в случае с задачами поможет план курсовой (ее оглавление). К тому же, прямое соответствие между задачами и главами курсовой работы способно потом облегчить написание заключительной части (оно должно отражать решение сформулированных во введении задач) – достаточным собрать вместе выводы по каждому из параграфов.

Задачи по своей природе всегда связаны с действиями, потому их формулировку стоит начинать с глагола либо от отглагольного существительного.

Например:  

  • ознакомиться/ознакомление;
  • изучить/изучение;
  • описать/описание;
  • систематизировать/систематизация;
  • классифицировать/классифицирование;
  • охарактеризовать/характеристика;
  • выявить/выявление;
  • привести/приведение;
  • перечислить/перечисление;
  • сопоставить/сопоставление;
  • оценить/оценка;
  • проанализировать/анализ;
  • разработать/разработка;
  • спроектировать/проектирование.


Как пункт плана может быть трансформирован в задачу курсовой работы? Приводим пример.

  • Пункт плана: «Объекты и субъекты уголовной идентификации», задачей становится «Классификация объектов и субъектов уголовной идентификации».
  • Пункт плана: «Экономика ведущих стран: плюсы и минусы», задачей становится «Выявление преимуществ и недостатков экономики ведущих стран».
  • Пункт плана: «Особенности современной устной речи на примере выпусков новостей», задачей становится «Анализ особенностей современной устной речи на примере выпусков новостей».

Как написать цель и задачи курсовой? Полезные советы

Хоть в курсовом проекте введение и предшествует основной части, его часто совсем неудобно писать в самом начале. Если цель довольно легко сформулировать еще на этапе выбора темы и изучения требований к ней (обычно в методических указаниях указывается, какой характер должна носить работа – сугубо теоретический, аналитический или проектный), то с задачами лучше повременить. Дождитесь, пока руководитель утвердит план работы. Ведь если в план будут внесены изменения, придется переделывать и задачи. Но и это не стопроцентная гарантия того, что больше не придется «трогать» задачи. Будьте готовы, что внесение новых правок возможно в случае, когда в процессе исследования в предметной области «всплывают» новые, ранее неизученные, аспекты или если у вас появятся новые идеи, как усовершенствовать свой проект.

Помните, что задачи не могут повторять цель – иначе зачем нужны остальные? Порядок, в котором должны стоять задачи, обусловлен логикой исследования.

  • В теоретической главе сначала нужно подойти к изучению уже существующих наработок по данной теме. Сначала рассматриваются вопросы общего характера, затем – более узкого.
  • Затем углубленно анализируется предметная область – как все устроено на деле (в рамках страны, региона или города, предприятия либо организации, отдельно взятого сообщества – зависит от темы научного труда).
  • Заключительный этап –  студент предлагает авторскую разработку (описывает суть собственных предложений, производит расчеты, оценивает эффективность методов и т.д.).