Методы исследования в курсовой работе: условия и особенности применения с примерами.

Дата: август 01, 2022 14:10
Просмотров: 4067

Написание курсовой работы представляет собой ответственный и трудоемкий процесс. Автору необходимо четко определить наиболее подходящие методы исследования по той или иной теме. Способы проведения научных изысканий требуется описать во вводной части проекта. Сложно сделать выбор методики без соответствующих знаний. По этой причине студентам обязательно пригодится информация о существующих исследовательских методах и правилах их применения.

Понятие методов исследования для курсового проекта

Методы исследования представляют собой способы получения информации и опыта, пополнения базы теоретических знаний. Таким образом, учащийся эмпирическим путем делает заключения и представляет доказательства тезисов. Ученым приходится иметь дело с множеством методов, лишь некоторые из которых уместно использовать при написании курсовой работы.

Выбрать подходящий способ несложно, если студент хорошо ориентируется в теме исследования, а именно, поставленных целях и задачах. К примеру, при реализации проекта в рамках научного исследования по физике наиболее часто выбирают технологию физического моделирования. Исследовательская деятельность по направлению биологии нередко основана на методе биоиндикации.

Классификация исследовательских методов

С точки зрения науки в целом, различают следующие способы исследований:

  • общенаучные;
  • частнонаучные.

Первая группа способов отличается универсальностью. Такие методы применяют в разных научных областях без ограничений. Частнонаучные методики созданы специально для работы в конкретных сферах науки с узкой специализацией относительно инструментов и принципов познания. Согласно другой классификации методы бывают:

  • общими;
  • специальными.

Ключевая группировка способов исследований подразумевает наличие двух категорий:

  • Теоретические, для детального анализа имеющихся фактов, описания закономерностей, формирования мысленных моделей, применения гипотез.
  • Практические (эмпирические), направленные на фиксацию и описание фактов тех или иных явлений, установление взаимосвязей между наблюдаемыми явлениями.

Независимо от категории, ключевая цель метода заключается в помощи исследователю на пути к поиску истины, корректного понимания и объяснения сложившейся ситуации и способствование ее изменению. Выбор в пользу того или иного исследовательского способа зависит от характеристик и свойств объекта и предмета научных изысканий.

Классификация методов исследования

Исходя их вышесказанного, можно сделать вывод о богатом разнообразии методов исследований. Каждая группа таких методик включает в себя целый перечень способов проведения научных изысканий. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Абстрагирование

Этот способ основан на конкретизации определенных качеств и характеристик явления или предмета, которые подлежат изучению в рамках работы над курсовым проектом. Наиболее активно методику применяют в гуманитарном направлении, в том числе, педагогике, философии, психологии. В качестве яркого примера абстрагирования можно привести изучение литературы, исходя из стилистики написания и жанра без конкретизации отдельных деталей. Еще одним образцом применения абстрагирования служит математика.

Аналогия

Данный способ состоит в формулировке выводов относительно объекта и предмета научных изысканий, исходя из информации о параметрах и свойствах предмета и объекта, которые похожи на те, что подлежат изучению. Применение способа аналогии оправдано при отсутствии возможности исследовать непосредственно сам объект. В качестве примера рассматриваемого способа можно привести исследование небесных тел.

Индукция

В этом случае исследователь приходит к выводам по принципу «от частного к общему». В процессе автор оперирует логическими закономерностями, определенными фактами или представлениями. Индуктивный метод эффективен, если необходимо продемонстрировать закономерности, благодаря которым объединены предметы или явления общего порядка или категории. С помощью индукции обобщения приобретают очевидный характер. Это способ востребован в школьной программе при объяснении исследуемых явлений.

Классификация

Классифицировать объекты исследования достаточно просто, что упрощает и повышает эффективность применения данного метода. В основе методики структуризация в форме деления предметов и явлений на похожие в соответствии с какими-либо параметрами группы. Метод отличается универсальностью и применяется во всех научных направлениях. Студент в процессе работы над курсовым проектом может создать собственную классификацию изучаемых объектов.

Обобщение

Обобщение подразумевает объединение какого-то количества объектов и предметов в общую группу по конкретным признакам с целью выявления их схожих параметров и свойств. Данный способ исследования используют без ограничений, если нужно выявить обобщающие черты предметов или суждений. В качестве примера можно привести цепочку переходов от одного понятия к другому: «лайм», «цитрусовые», «растения».

Сравнительный анализ

Смысл методики состоит в сопоставлении показателей и свойств какого-то числа предметов. В процессе осуществляют поиск сходств и различий между ними. Сравнительный анализ используют в разных научных изысканиях, чтобы выполнить сравнение нескольких предметов или явлений и сформулировать соответствующие выводы. Часто способ применяют, чтобы сравнить стили написания литературных и художественных произведений.

Синтез

Когда выявленные, либо известные ранее, характеристики предмета объединяют в единое целое, такой процесс называют синтезом. Рассматриваемый способ неразрывно связан с анализом и играет роль объединяющего фактора. К примеру, в экономическом анализе в первую очередь изучают себестоимость продукта, исходя из разных критериев, а далее используют этот показатель в качестве суммы всех расходов, то есть проводят синтез.

Изучение и анализ литературы

Методика позволяет сформулировать выводы о том, насколько изучены разные аспекты, которые автор рассматривает при выполнении курсового проекта. Метод востребован при подготовке научных трудов, коллективных монографий, заметок, статей.

Эксперимент

Смысл эксперимента заключается в демонстрации каких-либо характеристик объекта или явления, а также в их воспроизведении. Наиболее распространены экспериментальные исследования в точных науках. В курсовых работах эксперимент применяют нечасто по причине базирования метода на принципах повторяемости и доказательности.

Наблюдение

В процессе исследования автор наблюдает за предметом и явлением, чтобы зафиксировать какие-либо представляющие научный интерес детали, изменения, реакции и свойства. Методика служит началом для всех научных познаний и является ключевой среди практических способов. К примеру, наблюдая за пернатыми, орнитолог получает и фиксирует важную информацию, в том числе, места обитания, повадки, взаимоотношения птиц.

Расчеты и измерения

Этот способ заключается в фиксации и последующем выражении в числовых величинах каких-либо физических показателей, например, роста, массы, расстояния, объема. При этом исследователь оперирует конкретными единицами измерения. Допустимо применять рассматриваемый метод в курсовых проектах по любым темам, где требуется рассчитать и измерить те или иные величины.

Моделирование

Смысл метода заключается в создании копии, уменьшенного и структурированного образца предмета или явления, некой имитации. Методика востребована в области изобретения и реализации инновационных технологий, конструировании автомобилей, строений. В процессе исследователь воспроизводит объект частично, выполняет его схему, записывает формулу, изображает чертеж, представляет виртуальную форму с помощью программного обеспечения или алгоритмов.

Беседа или интервью

Перечисленные методы заключаются в личном разговоре с субъектом, обладающим важной и ценной для исследователя информацией. Интервью отличается от беседы более строгим форматом ведения диалога. С точки зрения написания курсовой работы эти способы исследования популярны и эффективны. К примеру, автор может организовать интервью с представителями того или иного сектора экономики, а также побеседовать с членами университетской конференции.

Опрос и анкетирование

Данные методы призваны собрать сведения о мнении реальных людей. Опрос можно провести в устной или письменной форме. Анкеты составляют на бумаге или в редакторе. Это эффективный способ получения ответов на актуальные вопросы в рамках проведения научного исследования среди большой аудитории, в том числе, при написании курсовой работы. Результаты характеризуются максимальной точностью. К примеру, с помощью опроса или анкетирования изучают спрос и предложение в маркетинге, настроения в обществе в социологии.

Описание

Таким способом документируют мельчайшие детали исследуемого объекта. Метод применяют повсеместно для изучения и подробного описания предметов и явлений. К примеру, орнитолог исследуют птиц, описывая не только характер их взаимоотношений, но и фиксируя особенности внешнего вида, гнезд, питания пернатых.

Сплошная выборка

В процессе исследователь подбирает примеры с целью анализа и иллюстрации теоретических положений. Наиболее часто этот способ применяют в лингвистике. К примеру, автор занимается поиском и фиксацией всех глаголов действия в тексте на иностранном языке.

Принципы отбора методов для курсового исследования

Существует несколько критериев, ориентируясь на которые можно упростить задачу по выбору подходящего метода выполнения курсового проекта. Перечислим их:

  • Способ удовлетворяет принципам исследовательской работы.
  • Методика прогностична и обоснована с научной точки зрения.
  • Метод соответствует логике рассмотрения, связан с другими используемыми способами.

Правила оформления исследовательских методов при написании курсовой работы

Методы, применяемые в ходе научного исследования, следует описать во вводной части курсовой работы. В этом случае отсутствует необходимость рассказывать об особенностях того или иного способа и его классификации. Автору нужно перечислить лишь те методики, которыми он оперировал в процессе подготовки проекта, а также уточнить, как именно тот или иной инструмент был задействован. Приведем наглядный пример: