Оформление таблиц в курсовой работе. Таблицы в основном тексте и в приложениях
Таблица — очень удобный способ подачи информации – особенно, когда массив данных обширен. Благодаря таблицам удобно сопоставлять и сравнивать самые разнообразные показатели – ни одно исследование не обходится без них. Поговорим о таблицах в курсовой.
Классификация
По содержанию таблицы разделяют на:
- простые;
- сложные.
Простые таблицы включают одну строку заголовка и один заголовочный столбец. По сути, это список показателей, не объединенных в группу данных.
В свою очередь, сложные таблицы подразделяют на:
- групповые;
- комбинационные.
В групповых таблицах показатели исследуемого объекта группируются по одному показателю.
В комбинационных таблицах признаков исследуемого объекта несколько – два и больше. Соответственно, данные группируются по одному или нескольким показателям.
Вставка таблицы:
- несложные таблицы создают практически в любом текстовом редакторе, в том же Microsoft Word – нужно всего лишь выбрать необходимое число строк и столбцов;
- если нужно задействовать таблицу со сложной структурой, лучше воспользоваться специальной программой вроде Excel – из нее можно перенести форму в текстовый документ.
Место размещения таблиц
- небольшие таблицы размещаются непосредственно в тексте исследования, сразу после упоминания;
- таблицу побольше, но не более одной страницы, помещают на следующей странице после упоминания в тексте;
- ориентация таблицы может быть книжная и альбомная, если она вынесена на отдельную страницу;
- большие, сложные таблицы выносятся в приложения;
- очень сложные и объемные таблицы следует выносить на отдельном листе А3 и прилагать к курсовой.
Перенос
- слово «Таблица», номер и название указывают над таблицей, слева;
- при переносе таблицы над перенесенной частью помечают, что это «Продолжение таблицы» с указанием на ее номер ;
- насчет переноса заголовков – как вам удобно: можно указать их один раз в первой части таблицы и не дублировать в перенесенной части; можно, наоборот, указать и в продолжении таблицы, чтобы не листать в начало – ГОСТ допускает оба варианта оформления;
- дополнительную информацию в виде примечаний приводят после таблицы;
- нельзя завершать разделы курсовой таблицей – разделы должны завершаться текстом.
Название
- должно быть у всех таблиц;
- оно указывается над таблицей, после номера и знака «–»;
- после названия не должно быть никаких знаком пунктуации.
Нумерация
- таблицы обозначают арабскими цифрами без знака «№», нумерация сквозная. Например: Таблица 7;
- можно нумеровать в рамках раздела – тогда номер таблицы будет состоять из двух цифр и тире, где первая цифра – номер раздела (главы курсовой, например), вторая цифра – номер таблицы. Например: Таблица 3.5;
- таблицы приложений обозначаются по приложению (к слову, приложения обычно обозначаются буквами русского алфавита); принцип тот же, что и при нумерации по разделам: буква обозначает приложение, цифра – номер таблицы в этом приложении: Таблица А.3.
Упоминания таблиц в тексте
- в тексте обязательно нужно упомянуть таблицы, отметить, где они расположены;
- слово «таблица» пишется со строчной буквы, можно сократить до «табл.» -это общепринятое сокращение;
- сослаться на таблицу можно так: «Распределение фотоателье в станицах области Войска Донского приводится ниже (табл. 2)»;
- если вы разместили таблицу в приложениях, в тексте можно написать об этом так: «Изменение количества фотоателье в области Войска Донского с 1870 по 1917 годы можно проследить в приложении (табл. А.3)».
Подробности оформления
Подробнее об этом читайте в ГОСТах 7.32 — 2001 и 2.102 — 2013. Кроме того, у вузов бывают свои локальные требования по оформлению таблиц – с ним вы можете ознакомиться в методических рекомендациях (за ними обращайтесь на кафедру).
Название страницы
должно отражать содержание таблицы;
- должно быть не очень длинным – 5-7 слов достаточно;
- не допускаем переносов слов;
- не применяем сокращений;
- если не уместились в одну строку, используем одинарный междустрочный интервал.
Заголовки
- заголовки указываем с прописной буквы в единственном числе;
- если заголовок и подзаголовки вместе представляют собой одно предложение, то их указываем со строчной буквы;
- заголовки строк выравниваются по левому краю, столбиков — по центру;
- шрифт стандартный, не курсив и не жирный; можно выбрать размер меньше, чем у шрифта основного текста курсовой;
- после заголовков не ставятся знаки пунктуации;
- если в ячейках таблицы раз за разом повторяется один и тот же показатель, его можно заменить кавычками, чтобы не перегружать таблицу (исключение составляют цифры и формулы).
Текст ячеек
- Times New Roman, 14 кегль, можно меньше;
- если нет данных, ставим прочерк;
- текст не должен выходить за поля; параметры ячеек можно уточнить в ГОСТ;
- если данные ячейки требуют пояснений, можно применять ссылки в виде арабских цифр, пояснения размещаются под таблицей; в самой таблице ссылка выносится в верхний индекс.
Типичные недочеты
- некорректное оформление;
- размещение таблиц с объемными данными в тексте курсовой работы – такие таблицы, как уже говорилось выше, лучше расположить в приложениях.