Как писать введение в курсовой работе

Дата: май 08, 2020 14:37
Просмотров: 1869

Введение, как и курсовой проект, имеет четко структурированную последовательность изложения. Поэтому в этой части необходимо обозначить:

  • актуальность исследования;
  • проблематику вопроса;
  • цели и задачи;
  • объект и предмет;
  • эмпирическую, теоретическую и методологическую основу;
  • содержание курсовой.

Что должно быть в каждом из элементов?

Актуальность исследования

Начать введение следует общими словами о том, какая ситуация наблюдается в современном мире, какие тенденции преобладают, какие изменения грядут. Далее переходите к своей теме. Поясните, какую роль ваше исследование может сыграть в более глобальном смысле — по сути, это и есть актуальность темы.

Не склоняйтесь к примитивизму и утверждению прописных истин вроде «изучение СМИ актуально, потому что без них никто не узнает новостей». Нужно акцентировать внимание на том, чем и почему ваша работа может быть полезна в сфере, продолжая тему со СМИ, журналистики.

Считаете, что в вашей теме нет ничего актуального? Не спешите делать скоропостижные выводы. По сути, абсолютно все явления взаимосвязаны. Можно сравнить те или иные процессы в обществе в разрезе нескольких эпох, а можно привести дилемму, споры вокруг которой в научном мире ведутся до сих пор, и попытаться ее решить, в конце концов можно провести обзор новейшей разработки и т.д. Не исключено, что как раз ваша тема изучена плохо, а значит, ее актуальность до сих пор не утрачена.

Существуют клишированные синтаксические конструкции, которые помогут сформулировать актуальность исследования:

  • «Актуальность исследования (темы) заключается в…».
  • «Исследуемая тема актуальна, так как…».
  • «… — это обуславливает актуальность исследования».

Научная новизна и разработанность темы (проблематика)

Как правило, научная новизна указывает на уникальность исследования. Поэтому заранее необходимо указать (желательно с аргументами), что данный вопрос в научном мире не раскрыт достаточно полно. Есть и другой выход: например, используйте не традиционные, а более современные инструменты исследования, взгляните на вопрос под другим углом или попросту исследуйте до сих пор никем не изученный объект. Больше новаторства — выше оценка.

Что касается степени разработанности, это соотношение данных, которые были взяты из источников, и личных авторских изысканий. Опять же, чем больше своих, т.е. незаимствованных наработок, тем ценнее научный труд.

Приведем несколько шаблонных предложений, которые помогут указать во введении курсовой работы степени разработанности вашей темы:

  • «Такие ученые, как …, …, … внесли значимый вклад в изучение…».
  • «Труды … и … способствовали изучению проблемы, связанной с…» 
  • «На решение проблем … в … отрасли в значительной мере повлияли…».

Формулировка проблемы

Проблема в курсовой — та самая глобальная задача, которую необходимо решить. Четкое и емкое определение проблемы поможет в дальнейшем разбить работу на более мелкие задачи, а их, при необходимости, на подзадачи — это создаст так называемый скелет курсовой.

Тема: «Написание мобильного приложения для отслеживания городского транспорта»

Проблема: «Как отследить местонахождение транспорта и что для этого понадобится»

Тема: «Проектирование многоэтажного дома»
Проблема: «Какие условия необходимо учитывать при проектировании многоэтажного дома»

Выявление цели

Цель — это основная мысль работы. Часто из определения цели вытекает проблема, или наоборот. При формулировке опирайтесь на вопросы: что это даст и кому это будет полезно.

В целях часто фигурирует такие глаголы, как:

  • исследовать,
  • систематизировать,
  • проанализировать,
  • разработать и т.п.

Разработать приложение, которое позволит людям планировать и экономить время при передвижении в чертах города.

Постановка задач

Говоря образно, задачи — это шаги, которые ведут к цели. То есть задача является одним из способов достичь цель. Обычно в курсовых работах ставят четыре задачи: две теоретических и две практических.

Поставленную цель (приведена в блоке выше) можно достичь путем следующих задач:

  • изучить транспортную сеть города с учетом маршрутов и расписания;
  • изучить технологии, необходимые для разработки мобильного приложения;
  • разработать архитектуру приложения и базы данных;
  • написать программный код.

Обозначение объекта и предмета

Объект и предмет, в большинстве случаев, может вытекать из темы работы. Предмет конкретизирует то, что определено в объекте. То есть объект и предмет соотносятся как общее и частное.

Так, для примера, объектом может быть «городская транспортная сеть», а предметом — «маршруты и время движение автобусов и троллейбусов».

Основы исследования

Под основами исследования подразумеваются использованные источники и методологический инструментарий:

  • теоретическая база — указываются основные учебные пособия, монографии и статьи и другая научная литература.  
  • эмпирическая база — то, что было проанализировано в ходе исследования (произведения авторов, журналистские материалы, документальные фильмы, статистические данные, нормативные акты и т.д.);
  • методологическая база — техники и методики, которые помогли более фундаментально изучить вопрос (наблюдение, анкетирование, интервью, опрос, контент-анализ и т.д.).

Структура курсовой работы

Во введение структура курсового проекта описывается всего в одном предложении.

В курсовую работу включено ведение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. 

Хотя некоторые учебные заведения требуют расписать более детально каждый из разделов. Поэтому перед написанием уточните на кафедре методические требования к выполнению студенческих работ.

На заметку

  • Заранее спросите у научного руководителя, какое количество глав будет наиболее оптимальным. Например, студентам технических специальностей часто советуют дробить основную часть курсовой работы не на две, а три главы.
  • Не лейте воды. Введение не должны быть емким и содержательным. Одной-двух страниц вполне достаточно.
  • Начните писать вводную часть после того, как будет готов весь проект. Часто в ходе исследований меняются методы исследования. Например, студент понял, что анкетирование в рамках его изысканий — более эффективный метод, чем опрос. И уже на основании результатов анкетирования им будет писаться практическая часть и заключение. Более того, имея всю подноготную исследования, автору проще написать «вступление» так, чтобы работы выглядела цельно.

Клише и шаблоны

Умеренное использование канцеляризмов не испортит текст, а лишь едва придаст ему официальной строгости. Научный стиль речи невозможно представить без шаблонных конструкций:

  • «Исследование посвящено…»; 
  • «Ключевой идеей курсовой работы является…»;
  • «В данной работе проанализировано…» и т.д.

Как видно, данные фразы ведут сразу к сути. Что неплохо, ведь преподавателю не придется искать конкретику среди «воды», а это — дополнительные баллы за курсовой проект.