Выбор темы для курсовой работы
Есть три основных подхода для определения темы курсовой. Студент может:
- сам придумать и сформулировать тему;
- обратиться к списку, предусмотренному кафедрой;
- согласиться с вариантом, который предложит научный руководитель.
Самостоятельный выбор
В случае самостоятельного выбора темы перед студентом открывается возможность исследовать то, что ему действительно интересно. Но будьте на чеку: совершенно новая категория знаний может быть одновременно захватывающей и, к сожалению, непосильной. Беритесь за ту тему, которую сможете «вытянуть».
Несколько советов, которые помогут самостоятельно определиться с темой для курсовой:
- Возьмите за основу предыдущие работы. Вероятно, вам уже приходилось писать контрольные, доклады и рефераты. Качественный научный материал, пусть даже небольшой по объему, может стать основой для более серьезных научных трудов.
- Определитесь с объектом исследования. Для начала стоит подумать, какое явление вам бы хотелось изучить, и уже потом проблему внутри. От нее и нужно «плясать». Очевидно, выделенный пункт, пройдя этап грамотного формулирования, станет темой курсовой работы.
- Опирайтесь на личные увлечения. Почему бы и нет? Если тема курсовой работы будет хоть немного соответствовать вашим личным интересам, процесс написания явно ускорится за счет более охотного погружения в суть. Тем более, вы уже наверняка знакомы с тематической литературой или хотя бы с отдельными материалами.
- Подсмотрите тему в списке предложенных. Возможно, какой-то из вариантов навеет свежую мысль или хотя бы поможет сформулировать оглавление по аналогии.
Выбрать из готовых
Если идея самостоятельного выбора оказалась провальной, следует обратиться к списку предложенных методистами тем. Так студент может быть уверенным, что тема:
- звучит грамотно и корректно;
- имеет научную ценность и актуальна;
- будет одобрена преподавательским составом кафедры.
Кстати, это оптимальное решение для тех, кто столкнулся с написанием курсовой работы в первый раз.
Форс-мажоры
Но бывают ситуации, когда выбор темы предрешен. Например, студентам технических колледжей и университетов часто приходится делить одну и ту же тему, единственной отличие — в исходной информации. Или, скажем, когда преподаватель настоятельно рекомендует взять придуманный им вариант. В обоих случаях поменять тему возможно, только если:
- Научный руководитель настроен лояльно. Доброжелательность преподавателя можно заслужить лишь в том случае, если не прогуливать пары, сдавать все работы вовремя и — в идеале — проявлять неподдельный интерес к его предмету. Возможно, тогда вам пойдут на уступки.
- Ваш выбор хорошо обоснован. В качестве аргументов годятся наброски плана курсовой, ориентировочный список литературы и, конечно же, доказательство того, что новая тема имеет для науки гораздо более весомое значение. Иначе, если недовольно заявите: «Мне не нравится ваша тема, хочу поменять!» — можете показаться студентом с необоснованными претензиями, в худшем случае — обидите преподавателя, поставив под сомнение его компетентность.
Поговорим о ситуации, когда приходится делить тему с другими студентами на потоке. Подобная картина типична для ссузов вузов, где изучают технические дисциплины. Как правило, эти обстоятельства не исправить, так как тема предусмотрена учебной программой. Значит, нужно сделать курсовой проект лучше остальных — за счет содержания теоретической и практической частей.