Общие правила составления рецензий на научные статьи

Дата: февраль 09, 2022 16:16
Просмотров: 1988

Любой написанный труд, будь то художественный или научный, может быть подвергнут анализу и оценке. Так создаются рецензии. На разные виды работ они пишутся по своим структурным правилам. В том числе экспертной оценке должны быть подвергнуты все научные труды подлежащие дальнейшей публикации.

Особенности написания рецензии на статью

Рецензия – это особый вид критики, содержащий информацию о произведении, его анализ и оценку, а также отзыв о научной и практической ценности поднятой темы.

Оптимальный размер рецензии должен составлять от 500 до 700 слов – главная характерная черта такого вида теста – это лаконичность.

Студенческое знакомство с этим видом критического обзора происходит с началом написания курсовых работ и выполнения собственных исследований. Для качественно выполненного исследования учащемуся требуется проработать текст источника, определив положительные и отрицательные стороны материала.

Образец написания рецензии на научную статью

Работа с научными трудами предполагает употребление академической лексики и фразеологических оборотов научного стиля литературного языка, представленных в большом количестве рецензий в открытом доступе.

Ознакомиться с некоторыми примерами рецензий можно через поисковик в интернет-ресурсах.

Из подобных образцов студент может взять основные клише для своей работы.

Пользу для более глубокого понимания всех тонкостей текста также принесет рассмотрение тематических работ автора исследуемой статьи.

План научной рецензии

Структура рецензии:

  1. Библиографическая информация, включающая сведения о названии статьи, ФИО автора или авторов, дате выпуска, названии издания, номере страницы.
  2. Злободневность исследуемой в статье темы.
  3. Основные положения статьи.
  4. Общий анализ объективное суждение.
  5. Положительные и отрицательные стороны работы.
  6. Заключение.

Шаблон рецензии

Можно воспользоваться данной схемой в качестве образца для научного рецензирования:

Рецензия на статью в ВАК-журналах

Статьи такого вида пишутся для Высшей аттестационной комиссии, занимающейся комплексной оценкой квалификации, профессионализма, соответствия уровня профессиональной компетенции научно-педагогических работников (кандидатов и докторов наук) требованиям квалификационных характеристик.

Рецензировать такие статьи учащиеся вузов могут в качестве углубленной, а может и экспериментальной отработки навыков анализа любых видов работ, в том числе академических. Именно по результату оценки научным работником с ученой степенью и специализацией, близкой к теме рецензируемой статьи, определяется ее участь: будет ли она опубликована в изданиях ВАК или вернется на доработку.

Так как статья ВАК – это специализированная работа и отличается от обычной научной статьи, то и структура ее имеет особые необходимые положения.

Для соответствия обстоятельной оценке следует проработать следующие моменты:

  • построение содержания и последовательный ход рассуждений;
  • достаточную научную изученность темы и полноту ее раскрытия;
  • методы, способы, стратегии исследования;
  • перспективность последующего изучения темы;
  • аргументированность выводов.

Как образец можно использовать любую экспертную оценку, предложенную в открытом доступе для ознакомления:

Рецензия на учебное и методическое пособие

Будущие магистранты и аспиранты могут познакомиться с написанием рецензии на методическое пособие (учебно-методическое или учебное). Обычно авторами такого вида рецензий являются ученые первой и второй степени, которые обладают достаточными практическими знаниями по теме работы.

По структуре плана рецензии на статью и методическое пособие схожи, только у последних есть несколько дополнительных моментов.

Структура плана рецензии на пособие:

В написании текста о научных трудах следует использовать устоявшиеся фразеологические обороты академического языка.

Вот только несколько базовых клише:

«В учебно-методическом пособии ФИО рассматриваются…»;

«Актуальность темы, освещенной автором…»;

«Содержание методического пособия отвечает требованиям…»;

«Предлагаемое пособие содержит…»;

«Материал логически выстроен, качественно изложен…»;

«Данное учебное пособие найдет применение в…»;

«Пособие… рекомендуется к печати.»

С образцами рецензий на учебные пособия также можно ознакомиться через поисковик.

Рецензия на монографию

Монография – это литературный научный труд, вид научной прозы, содержащий исследования одной или нескольких смежных тем, а также обобщенные по темам статьи с новыми результативными выводами, теориями и гипотезами и концепциями, имеющими научную ценность.

Рецензирование данного типа научного труда – задача, требующая существенной подготовки и значительных усилий.

Эта разновидность рецензии также предполагает сжатое изложение содержательной части и выявление достоинств и недостатков путем тщательного исследования материала, где большим подспорьем будет знакомство с последними работами по тематике научного труда, для того чтобы лучше разбираться в обширном исследуемом материале и произвести действительно качественную объективную оценку его значимости.

Примеры рецензий всегда можно найти в сети. Основной упор своего внимания рецензенту следует сделать на универсальные фразы, и обороты научного и официально-делового стиля:

  • «Вопрос, поднятый в монографии, представляет интерес…»;
  • «В монографии раскрыта специфика…»;
  • «Автор в комплексе рассматривает…»;
  • «Результаты анализа, проведенного в монографии, могут быть полезны для…»;
  • «Структура работы последовательна и выдержана в соответствии с…»;
  • «Монография вносит существенный вклад в…»;
  • «Работа может быть рекомендована к изданию».

Узнайте стоимость работы онлайн