Детская психология: исследование психического развития детей, стратегии и их применение
Статья рассматривает две основные стратегии, применяемые в детской психологии для понимания процесса психического развития детей: стратегию наблюдения и стратегию констатирующего эксперимента. Дается их общее краткое описание с дальнейшим экскурсом в историю возникновения и развития каждой из них, включая возможности применения, достоинства и недостатки.
Характеристика имеющихся стратегий (кратко)
Уровень, которого достигло развитие теоретической науки, является определяющим фактором для выбора той или иной стратегии научного исследования. Что касается исследования психического развития детей, то уровень, которого достигла теоретическая детская психология, напрямую влияет на определение ее целей и задач.
Детская психология как наука на начальных этапах занималась хронологической систематизацией собранных фактов. В соответствии с этой задачей основной стратегией было наблюдение. «Наблюдатели» пока еще не пришли к однозначному ответу на вопрос о том, что является движущей силой развития ребенка. Они попросту не обладают для этого необходимыми объективными возможностями.
Стратегия наблюдения за развитием детей формировалась стихийно, но несмотря на это ей удалось накопить огромное количество фактов, которые необходимо систематизировать. Для того чтобы понять причины, движущие процессом развития, надо выяснить сопутствующие ему закономерности и тенденции путем разделения самого процесса на отдельные этапы и стадии.
Для решения указанных задач в психологии широко применяется стратегия, называемая «естественно-научным констатирующим экспериментом». Стратегия эксперимента позволяет:
- задать контролируемые условия протекания эксперимента;
- дать качественную его оценку;
- проанализировать полученные в процессе исследования количественные характеристики;
- установить, происходит или нет ожидаемое событие в рамках заранее заданных условий.
Эти стратегии являются достаточно распространенными в детской психологии, но в то же время и ограниченными. Причина тому — их невозможность ответить на вопрос «что продвигает развитие детей» из-за отсутствия активного взаимодействия стратегий между собой.
В связи с этим ведется разработка новой исследовательской стратегии, которая изучает, как формируются психические процессы. Данное стратегическое направление позволит установить причины, движущие развитием ребенка, и повысит успех проводимых экспериментов.
Ниже рассмотрим подробнее, как возникли и развивались две основополагающих стратегии — наблюдение и эксперимент.
Как появилась и развивалась стратегия наблюдения
Возможно, именно русские психологи имеют право называться первопроходцами в данной стратегии. Наша соотечественница, основательница первого российского детского сада, психолог Аделаида Семеновна Симонович регулярно наблюдала, как развивалась речь ребенка в возрасте от 0 до 17 лет. Об этом упоминал другой русский психолог, Николай Александрович Рыбников в своей работе, посвященной изучению «детских» дневников как источника материалов по детской психологии. В подобных дневниках психологами велось наблюдение за развитием их собственных детей. Здесь можно упомянуть дневники российского и советского психолога с мировым именем Валерии Сергеевны Мухиной, основателя научной детской психологии Тьерри Вильяма Прейера, англичанина Чарльза Дарвина, швейцарского психолога Жана Пиаже, французского философа и психолога Ипполита Тэна.
В целом такое длительное наблюдение имело положительный характер. Но сравнить между собой зафиксированные различными психологами данные и результаты наблюдения достаточно затруднительно, так как каждый из психологов ставил собственные цели, применяя данную стратегию. Первые «детские» дневники не придерживались единой методики наблюдения, а полученные данные интерпретировались весьма произвольно. Так, при описании какого-то события фиксировался не сам факт, а собственное субъективное отношение к нему.
Значительный вклад в стратегию наблюдения внес наш соотечественник, один из основателей педагогической (и многих других видов) психологии Михаил Яковлевич Басов. Он превратил эту стратегию в объективную систему, считая ее фундаментом всей детской психологии. По замыслу автора именно педагог в ходе наблюдения за детьми должен параллельно заниматься исследовательской работой.
Факты, собранные в ходе наблюдения, являются ценными для ученых. Многие психологи особое внимание уделяли мониторингу за развитием речи собственных детей, фиксируя ход наблюдения в своих трудах (немецкий философ и психолог Вильям Штерн, советский лингвист Александр Николаевич Гвоздев).
В Ленинградской клинике, где проводилось наблюдение за нормальным развитием детей под руководством Николая Матвеевича Щелованова, круглосуточно мониторили развитие детей в возрасте до 1 года и собрали множество фактов, характеризующих этот период жизни ребенка.
Швейцарец Жан Пиаже проводил наблюдение за тремя своими детьми и на его основе разработал основные положения по развитию так называемого «сенсомоторного интеллекта» детей в возрасте до двух лет (то есть до овладения ими речью). На этой стадии развития дети овладевают способностью координировать движения в соответствии с восприятием.
Младший подростковый возраст был изучен психологами Даниилом Борисовичем Элькониным и Т. В. Драгуновой. Они дали характеристику возрастным и индивидуальным психологическим особенностям младших подростков, основываясь на трехлетних наблюдениях за учениками одного класса.
Психолог В. С. Мухина подробно описывала наблюдения за двумя своими сыновьями, которые были близнецами. Два венгерских психолога (Маргет Кечки и Ласло Гараи) исследовали, как меняется социальная позиция ребенка внутри семьи по мере его взросления.
Стоит обратить внимание, что с помощью стратегии мониторинга, наблюдения можно обозначить лишь те причины развития ребенка, которые лежат на поверхности.
Стратегия констатирующего эксперимента — история появления и развития
Ученые были привлекала идея исследования умственного развития детей. Впервые эксперимент в этой области состоялся в начале XX века. Французскому министерству просвещения необходима была система оценки умственных способностей детей для отбора их в специализированные школы. Заказ на разработку такой системы был поручен психологу Альфреду Бине. Первое тестирование детей с этой целью произошло в 1908 году, появились и шкалы измерения их умственных способностей. Бине определил стандарты, которым должны были соответствовать тестовые задачи в зависимости от возраста ребенка. Позже американский психолог Льюис Мэдисон Термен, активно изучающий проблемы интеллекта ребенка, вывел формулу, с помощью которой предложил измерять коэффициент интеллекта.
Тем не менее подобное обследование нельзя считать совершенным, так как тестирование не было направлено на изучение какой-то отдельной психической способности. Для объективной оценки результата эксперимента очень важно убедиться, что ребенок понял задачу правильно. На это обратил внимание советский (украинский) психолог Владимир Ильич Аснин еще в тридцатые годы. Кроме того, ученые исходили из позиции, что интеллект является наследуемым качеством, и его нельзя изменить, но впоследствии это заблуждение было опровергнуто.
Методы тестирования широко применяются в исследовательской психологии, но их недостаток в том, что они рассчитаны на среднестатистического, абстрактного ребенка, имеющего набор неких качеств, выявленных через «поперечные срезы». Развитие ребенка здесь рассматривается как равномерно протекающий, линейно возрастающий процесс без учета качественных составляющих.
Выготский Лев Семенович подверг такой подход критике в одной из своих работ.
Для компенсации выявленных недостатков тестирования ученые дополнили его лонгитюдным методом (или методом «продольных срезов»). Этот метод имеет как плюсы, так и минусы.
Недостатки метода:
- не дает точной интерпретации фактов;
- допускает гипотетическое толкование фактов;
- не дает понимания механизма психических явлений;
- не дает проникнуть дальше явлений, доступных человеческому познанию;
- не отвечает на вопрос, что находится между двумя точками на полученной кривой развития ребенка.
Достоинства метода:
- позволяет найти на кривой развития переломные точки;
- позволяет понять, соответствует ли развитие ребенка его возрасту;
- позволяет рассчитать кривую развития отдельно взятого конкретного (а не усредненного) ребенка.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что экспериментальная стратегия гарантирует надежность проводимого эксперимента, но не способна ответить на волнующий психологов вопрос: «Какие процессы происходят в промежутках между точками на полученной кривой развития?» Ответить на этот вопрос можно, применяя стратегию, позволяющую экспериментальным путем сформировать необходимые психические явления.