Этапы развития психики и поведения животных по Леонтьеву

Дата: апрель 22, 2022 14:11
Просмотров: 1368

Советский психолог Алексей Николаевич Леонтьев, занимаясь изучением развития психики животных, выделил три основных стадии процесса ее эволюции:

  • элементарная сенсорная психика;
  • перцептивная психика;
  • интеллект.

Статья подробно рассматривает данные стадии и этапы, соответствующие им уровни развития психики и поведения животных.

Элементарная сенсорная психика

В целом для особей, обладающих элементарной сенсорной психикой, свойственно реагировать только на отдельные свойства внешних раздражителей. В рамках данного этапа можно выделить отдельные стадии. На наиболее низкой стадии находится развитие психики у самых простейших. Она характеризуется наличием лишь зачатков психики как таковой.

Этого достаточно, чтобы простейшие могли совершать пространственные перемещения сложного характера. Они способны оценивать условия среды как благоприятные или неблагоприятные, и в зависимости от этого совершать положительные таксисы (двигаться в сторону благоприятных условий) либо отрицательные таксисы (двигаться в противоположном от неблагоприятных условий направлении).

Определение 1

Таксис — двигательная реакция свободно перемещающегося простейшего организма в ответ на стимул, действующий в одностороннем порядке.

Живые организмы, находящиеся на данной стадии, способны научиться самым простым вещам — формировать условные реакции на раздражитель.

Ученые проводили опыты с одноклеточными организмами, известными под названием инфузорий-туфелек. Емкость, где они находились, была поделена на две части, одна из которых освещалась. Поначалу организмы не оказывали явного предпочтения освещенной или неосвещенной половине емкости. После этого воздействие светом начали подкреплять неблагоприятными для инфузорий-туфелек условиями (воздействием электротока, повышением температуры жидкости). В результате простейшие организмы стали связывать опасные факторы с освещенностью, начав избегать этой части емкости, даже когда воздействие неблагоприятных факторов было полностью прекращено.

Следующие стадии данного этапа характеризуются более высоким уровнем филогенетического развития, за счет чего их поведение становится все более сложным. Уже у таких представителей животного мира, как моллюски и черви, можно наблюдать образование цепочек врожденных таксисов.

Перцептивная психика

Для животных, находящихся на данной стадии развития, характерной чертой является образное отражение внешней действительности. То есть животные способны воспринимать образ предметов целиком, а не отдельные его свойства. Среди представителей этой стадии можно назвать большинство членистоногих (головоногих моллюсков, насекомых и других) а также всех позвоночных.

Поведение животных основано на врожденных инстинктах.

Определение 2

Инстинкт — автоматическая реакция, выраженная через определенные акты поведения, в ответ на определенные условия. Вызывается совокупностью врожденных стремлений и тенденций.

Инстинкт является формой поведения животных, возникающей в результате воздействия раздражителей (как внешних, так и внутренних) и направленной на удовлетворение их базовых биологических потребностей.

Инстинкты являются наследуемыми, т. е. генетически фиксированными формами поведения. Любой из видов передает наследуемые инстинкты каждой особи практически без изменения, подобно тому, как воспроизводятся морфологические (характерные для этого вида) признаки.

Российский зоопсихолог Владимир Александрович Вагнер утверждал, что инстинкты являются результатом естественного отбора. Благодаря этому инстинктивное поведение животных очень хорошо приспособлено ко всем областям их жизни, включая размножение, защиту, добычу пропитания, заботу о родившемся потомстве.

Инстинкты заставляют животных вести себя настолько целесообразно, что одно время среди зоологов начали зарождаться теории о якобы «разумности» их происхождения. Присматриваясь к животным и их поведению, ученые пришли к противоположному выводу. Большинство сошлось во мнении, что инстинкты заставляют животных слепо им подчиняться. Если животное совершает какое-то действие инстинктивно, то даже если оно не будет иметь смысла, особь доведет действие до конца и только потом перейдет к следующему.

В качестве примера можно привести кошку, которая пытается «спрятать следы» каждый раз, после того как она сходила в туалет. Этот ритуал имел смысл, когда кошка жила в дикой природе. Но она с завидным упорством продолжает делать то же самое в домашних условиях.

Подобная неподатливость инстинкта к изменениям вполне объяснима. Она является выражением уровня приспособленности особи к постоянству условий обитания. Каждое инстинктивное действие имеет две основные фазы:

фазу поиска (подготовки), которая является лабильной (то есть неустойчивой, подвижной, подверженной различным воздействиям);

завершающую фазу (устойчивую, мало подверженную изменениям, консервативную).

Инстинктивные движения совершаются животным именно на второй, заключающей фазе.

Несмотря на то, что данная стадия психического развития характеризуется в большей степени инстинктивными, врожденными формами поведения, нельзя утверждать, что животное не может ничему научиться. Для того чтобы инстинкт помогал животному выживать, его инстинктивные действия должны быть приспособлены к конкретным условиям окружающей среды. И именно личный опыт помогает животному окончательно сформировать подавляющее число инстинктивных актов. Разумеется, инстинктивные действия при этом обладают весьма ограниченной пластичностью, границы которой определяет генетически заданная вариативность.

Таким образом, любое совершаемое животным действие складывается из элементов поведения:

  • приобретенных им;
  • типичных для данного вида.

Основоположник отечественной зоопсихологии Курт Эрнестович Фабри утверждал, что все акты поведения животных формируются в процессе индивидуального развития на протяжении всей жизни организма именно на данной стадии (то есть стадии перцептивной психики). Происходит это путем их собственного научения благодаря реализации в естественной среде обитания отдельных компонентов (зафиксированных на генетическом уровне) всего накопленного данным видом опыта.

Ту разновидность поведения животного, которая была приобретена им и впоследствии закреплена повторяющимися упражнениями, называют навыком.

Уровень развития навыков и легкость их приобретения напрямую связаны со степенью развития нервной системы животного и присущим ему поведением. Чем ниже находится особь на филогенетической эволюционной лестнице, тем примитивнее ее навыки, и тем сложнее они приобретаются. Соответственно, особи, находящиеся на более высоких ступенях, гораздо быстрее и проще вырабатывают более сложные навыки.

Интеллект

Стадия интеллекта является высшим уровнем развития психики животных. На этой стадии животному свойственно не просто воспринимать образ предметов целиком, но и находить достаточно непростые отношения между ними. Животные, обладающие развитым интеллектом, могут различать предметы по их размеру, длине, количеству, частоте, геометрической форме.

Немецкий и американский психолог Вольфганг Кёлер — один из тех, кто основал гештальтпсихологию — занимался изучением мышления высокоразвитых животных. Для исследования он выбрал человекообразных обезьян. Эксперименты, проводимые на станции острова Тенерифе, ставили испытуемых в ситуации, когда уже имеющийся у них набор навыков не мог помочь им в решении определенных задач. Ученый пришел к выводу, что обезьяны, оказавшись в незнакомой ситуации, способны решить поставленную задачу новым способом. При этом действия, которые они использовали, были взяты ими из своего прошлого опыта, пережитого в другой, не похожей ситуации. Так было доказано, что некоторые животные могут переносить уже имеющийся у них опыт в измененные условия. А происходит это благодаря способности данных особей выстраивать свое поведение, основываясь на установлении отношений между предметами и умело используя данную информацию.

Чем ниже уровень развития у животного, тем дольше оно ищет способ решить задачу, оказавшись в сложной ситуации. В основном оно действует «методом проб», повторяя известные ему действия. Те способы действия, которые оказались удачными в схожих ситуациях, со временем оказываются закрепленными. И наоборот: те способы, которые не помогали решению задачи, начинают использоваться все реже, затормаживаются и со временем совсем отмирают.

Стадия интеллекта характеризуется большим числом неудачных попыток, не приводящих к выходу из сложной ситуации. Но по мере накопления опыта животное уже способно осознать структуру конкретной ситуации и взаимосвязь между своими действиями и их последствиями, что способствует успешному разрешению сложной задачи. Такое осознание в психологии называют инсайтом.

Определение 3

Инсайт — порожденное в результате длительной неосознанной мыслительной деятельности внезапное озарение, приводящее к осознанному решению поставленной задачи.

В связи с этим следует заметить важное отличие между низкой стадией развития интеллекта и более высокой. Последняя характеризуется тем, что при попадании животного в аналогичную ситуацию оно уже не действует методом проб, а сразу применяет использованное в прошлый раз решение. То есть животное с высоким уровнем развития интеллекта способно без труда спроецировать найденное им впервые решение на ситуацию со схожими условиями задачи.

При этом на надо путать формирование навыков, то есть способность животного научиться чему-либо на уровне инстинкта, с интеллектуальной формой поведения.

Исследование интеллектуального развития таких высших животных как человекообразные обезьяны, наглядно показало, что у животных есть те же предпосылки для развития психики, что и у людей. Данный вывод подтверждает естественная преемственность психического развития как у животных, так и у человека.

Однако не стоит проводить параллель между естественными законами, полностью регулирующими жизнедеятельность животных и законами, по которым существует человек. Своей наивысшей фазы развития интеллектуальное поведение представителей высших млекопитающих достигло у человекообразных обезьян. Это та грань, где заканчивается развитие психики животных. За этой гранью начинается совершенно другая история, связанная с развитием сознания человека, которое является качественно новым, совершенно иным типом психики.