Философия права Гегеля. Уровни развития права. Политико-правовая система
В данной статье раскрывается сущность правовой философии Вильгельма Гегеля, уровни развития права, а также рассматривается политико-правовая система немецкого идеалиста.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) - немецкий философ и основоположник западной философии 19 века. Им были разработаны идеи и учения, которые легли в основу многих философских течений по всему миру. На механизм гегельянства большое влияние оказала философия предшественников, главным образом ионийских натурфилософов, а также концепции И. Канта.
Одной из ключевых работ Гегеля является работа «Философия права», опубликованная в 1821 году. В ней автор закладывал основу реальности в государственную и правовую систему.
Гегель полагал, что правовая философия не может быть исследована какими-либо специфическими методами, ведь она лишь заявляет о целостности дискурсивного содержания предмета и средств его изучения.
Определение 1.
Согласно Гегелю, право - это не обязывающее положение, а свободная единица, созданная особым разумом конкретных личностей, выражающих волю всеобщего мышления.
Гегель определяет «право» как наличие свободы воли в мире. Таким образом, философия права обязательно является философией свободы, которая стремится понять волю, актуализированную в том, как люди относятся друг к другу и строят социальные и политические институты.
В «Философии права» Гегель описал для этапа, в которые осуществляется формирование воли:
- Неопределенность воли, в которой «растворено всякое ограничение, всякое содержание, непосредственно данное и определенное природой, потребностями, вожделениями...».
- Воля приобретает собственную независимость.
- Воля объединяет первые два этапа «рефлектированная в себя и тем самым возвращенная к всеобщности особенность, единичность, самоопределение Я...».
Уровни развития права
Гегель выделяет 3 уровня права:
- Абстрактное право - это непосредственное выражение воли. Здесь рассматривается вопрос собственности, обязательства и неправа.
- Мораль. Эта сфера выражает ценность субъективной воли в мировом праве. Сюда относится замысел, виновность, стремление и польза, добро и моральная ответственность.
- Этическая жизнь. Эта сфера объединяет предыдущие абстрактные формы и рассматривает вопросы семьи, гражданское общество и государство.
Абстрактное право представляет собой первый уровень в приведении права в определенную форму. Этическая жизнь разделена на три части, каждая из которых основывается на анализе природы абстрактного права и морали, но каждая часть, в свою очередь, развивается после другой. Этот порядок не хронологический, а диалектический. Мы не являемся членами гражданского общества или государства после вступления в семью, но концепции первых являются дальнейшим развитием вторых.
Гегель полагает, что человек - это независимое «Я», частная свобода которого должна проявлять уважение к другим людям.
Приведение права в конкретную форму заканчивается тогда, когда право реализуется в частное владение и обосновывает равенство прав каждого человека.
Гегель говорил, что «каждый равен каждому», не зависимо от размера владения свободой, ведь равенство имущества нерационально. В этом случае договор, объектом которого является предмет, изымаемый у собственника, может выступать в качестве элемента реализации рациональности. Гегель полагает, что именно поэтому государственная договоренность является неразумной и порождает беспорядок в правовом государстве.
Вследствие этого, Гегель трактует понятие «права» следующим образом:
- Право как идея - это воля на уровне объективного духа.
- Право как особая форма свободы и определенной ступени.
- Право как иерархия осуществленных прав (нравственность, семья, общество, государство).
- Право как позитивный закон, представляющий собой один из видов особого права.
Философ утверждает, что право не равно закону, однако одно не противопоставляется другому, ведь право может быть сильно переиначено в процессе перехода от абстрактной к позитивной форме закона.
Сфера неправа, согласно Гегелю, - это преступное деяние, ложь и насилие. Философ определяет преступное деяние как осознанное нарушение права, где плата за такое нарушение - это способ восстановить это право, а также право нарушителя, которое заложено в преступном деянии. Гегель считает, что наказание за преступление - это способ восстановить этические нормы в обществе.
Абстрактное право и мораль - это две важнейшие составляющие, которые реализуются в нравственности, а воля заключается в семье, государстве и гражданском социуме.
Семья, гражданский социум и государство
Вильгельм Фридрих определяет семью как «непосредственную субстанциальность духа» и изучает ее с точки зрения следующих моментов:
- Брачный союз.
- Уход и воспитание ребенка.
- Семейный кризис.
Гражданский социум представляет собой осуществление индивидуальных, личных целей и задач. Гегель определяет гражданский социум как враждебное общество, где ведется «война всех против всех». Гегелевское гражданское общество — это, прежде всего, место работы, а также место, где он помещает право и правовую систему. В то время как семья в идеале является отношением единства из естественного закона друг для друга, это уступает место поиску конкретного человека в системе потребностей.
Философ разделил гражданский социум на три класса:
- Субстациональный - землевладельцы-дворяне и крестьяне.
- Промышленный - коммерсанты, ремесленники.
- Всеобщий - государственные служащие.
Гегель уверен в том, что большую роль в сохранении законности, ума и государственного порядка играет средний слой: «Государство, в котором нет среднего слоя, еще не находится на высокой стадии развития».
Философ подчеркивал, что эффективная организация среднего класса - это одна из самых важных задач власти. Гегель также определил три системы гражданского социума:
- Система правосудия.
- Система полиции.
- Система корпорации.
Философ полагал, что государство охраняет право, выступая в качестве всеобъемлющего нравственного духа. Глубокая свобода индивидуума, который руководствуется моралью и общими законами, может реализоваться только в государстве.
Государство — это место, где реализуется наша «конкретная свобода» в том виде, в каком мы представляем себя в нашей полной социальной и политической реальности. Только здесь человек мыслится одновременно как член семьи, как часть гражданского общества и как гражданин государства. Хотя это стадия, на которой наша свобода реализуется наиболее конкретно, это не тот случай, когда индивидуальная свобода представляет собой какую-то проблему — наша индивидуальная свобода имеет наибольшую актуальность, когда она взаимно признана другими по закону.
Гегель размышляет, что «часто говорилось, что цель государства — это счастье его граждан. Это, безусловно, верно, ибо, если их благополучие неудовлетворительно, если их субъективные цели не удовлетворены и если они не находят, что государство является средством для достижения этого удовлетворения, само государство стоит на ненадежной основе».
Важное.
Гегелевское государство — это сообщество, в котором индивидуумы и их индивидуальность должны процветать.
Вильгельм Гегель определил государство как «осуществление божественной идеи на Земле". Он утверждал, что ценность личности не может формироваться вне государства и соблюдения самого важного закона страны - Конституции, которая определяется немецким идеалистом как «существующее само по себе, божественное и вечное».
История мира
Вильгельм Гегель рассмотрел мировую историю в качестве развития понимания уровней воли, которая составляет мораль человеческой сущности. Это осознание является причиной прогрессивного освобождения человечества. Основываясь на этом, немецкий философ разделил мировую историю на три периода:
- Восточный период. На этом этапе мир не осязает своей свободы, поэтому на Востоке господствует рабство.
- Античный период. Древние греки и римляне находились на стадии постепенного осознания своей свободы, что позволило им порабощать граждан соседних государств и народов.
- Германский период. Европейский, германский и христианский мир - это появление осязания «настоящей» свободы и духовности человечества.
Гегель считал, что идеальным примером политической грамотности является Пруссия.
Немецкий идеалист полагал, что гармония между интеллектом и народом выражается в военных победах, которые выступают в качестве средства решения конфликтов между государствами. Но также верно и то, что Гегель рассматривал войну как проверку относительного здоровья государств, где наиболее рационально организованные государства должны одержать победу над менее хорошо структурированными с этической точки зрения государствами. В сочетании с его неприятием предложений Канта о вечном мире, это заставило некоторых задаться вопросом, играет ли война положительную и тревожную роль в его философии.
Гегель также отмечает, что «современные войны соответственно ведутся гуманным образом, и все люди не противостоят друг другу в ненависти», что может создать впечатление, что современные войны имеют более высокое этическое качество, чем прошлые войны, когда верно обратное.
Политико-правовая система
Вильгельм Гегель являлся последователем конституционной монархии, где разделение властей должно основываться на следующем:
- Высшая - власть короля государства.
- Средняя - представители государства, чиновники.
- Низшая - наследственная и выборная палаты парламента.
Немецкий философ определил важность права в обществе и установил, что «праведные законы вызывают расцвет государства, а свободная собственность является главным условием его блеска».
Лишь государство, деятельность которого подчинена нормам права, может обеспечить гармонию в прогрессивном течении высшего и низшего класса одного социума.
Важное.
Гегель утверждал, что отсутствие чести и достоинства в государстве влечет за собой снижение социального и материального положения масс.
Политико-правовая система Гегеля основана на правомерности во всех сферах общественной деятельности и доказывает, что уровень жизни населения напрямую зависит от превосходства права, которое обеспечивает эффективное развитие государства, а также социальное и материальное благополучие его граждан.
Философию права Гегеля лучше всего понимать как теорию естественного права. Но что интересно в точке зрения Гегеля, так это то, что она представляет собой своеобразную альтернативу традиционному пониманию большинства теорий естественного права. Философия Гегеля замечательна тем, что предлагает совершенно новый способ мышления об отношении между правом и моралью, чем это рассматривалось ранее.