Имидж личности как образ

Дата: апрель 21, 2022 13:05
Просмотров: 1292

Статья рассматривает имидж личности как образ, который одна сторона передает, а другая — воспринимает. В статье дается определение данного понятия, идет речь об истории имиджа и признаках, которые его образуют.

Как возник имидж

Вряд ли какой-то человек полностью равнодушен к тому, какое впечатление он производит на окружающих. Одних это заботит меньше, других — больше. Те, кто озабочен этим больше других, тщательно продумывают свой образ, начиная с внешнего облика и заканчивая речью, привычками, поступками, всем своим поведением — тем, что может повлиять на положительную реакцию других людей.

В прошлых веках понятия «имидж» не существовало. Но это не значит, что не было явления как такового. Предвестником имиджа был образ. Так, образ идеального государства пытались создать еще с самых древних времен. Многие знаменитые деятели прошлого отводили главную роль в таком идеальном государстве его правителю, который имел собственный идеальный образ.

Среди известных деятелей, писавших на эту тему труды, можно назвать:

  • древнегреческого историка Геродота Галикарнасского;
  • древнегреческого писателя и философа Плутарха;
  • древнегреческих философов Платона и Протагора;
  • древнеримского историка Тита Ливия;
  • английского историка, политического деятеля и гуманиста Томаса Мора;
  • древнекитайского мыслителя и философа Конфуция;
  • древнекитайского философа Лао-цзы.

Кроме них, свой вклад в становление теории имиджа, ее развитие внесли:

  • немецкий филолог, философ Фридрих Вильгельм Ницше;
  • французский историк, социолог и психолог Гюстав Лебон;
  • итальянский мыслитель и философ Никколо Макиавелли
  • австрийский психолог Зигмунд Фрейд

Так, Макиавелли первым ввел в теорию имиджа термин «личина», а Зигмунд Фрейд начал впервые использовать в обиходе понятие «имидж» (в 1930-е годы).

Само слово «имидж» стало профессиональным термином в 1960-е годы благодаря американцу Кеннету Боулдингу (1910 — 1993), экономисту и социологу. Этот термин широко употреблялся в связи с преуспеванием в делах.

Что такое имидж, определение

Имиджу можно дать сразу несколько определений.

Американский социолог Ирвинг Гофман (1922 — 1982) трактовал это понятие с 2-х точек зрения.

Определение 1

  • Имидж — это искусство управления впечатлением.
  • Имидж — это образ человека, передаваемый им и воспринимаемый другими людьми.

Определение 2

Английское слово «image» имеет латинские корни («imago» в переводе на русский язык означает «ореол», «вид», «образ»). Его можно рассматривать двояко:

  • как образ, представляемый человеком всему миру, его «Я»;
  • как сложившийся (случайно или умышленно) стереотип в сознании огромного количества людей.

Современниками понятие имиджа трактуется в зависимости от обстоятельств по-разному. Его можно рассматривать как:

  • презентацию человеком самого себя;
  • мнение (лестное или нелестное) о ком-то;
  • сложившееся представление о ком-то;
  • впечатление, произведенное на другого человека;
  • образ активного человека, его действенное значение;
  • «сконструированный» с помощью специальных средств образ человека (соответствующий реальности или созданный искусственно).

Собрав воедино все определения, можно сделать вывод, что специфической особенностью имиджа является наличие информации, его формирующей.

Такая информация является индивидуальными сведениями о личности, она может быть прямой либо косвенной, но в любом случае на ее основе формируется мнение о данном человеке.

Прямой считается информация, полученная при непосредственном контакте с самой личностью. Косвенную информацию получают из опосредованных источников — легенд, мифов, сказаний, слухов, свидетельств очевидцев и пр.

Как формируется имидж

На имидж влияют две составляющих: внешний облик и внутренние характеристики личности. Под личностными характеристиками в данном контексте принято понимать:

  • то, как человек выражает свои мысли в устной форме — хорошо поставленная речь способна компенсировать изъяны внешности и сделать человека харизматичным;
  • характер человека (в зависимости от создаваемого образа упор делается на тех или иных чертах);
  • интеллект (чем он выше, тем более положительным будет образ);
  • настрой человека (в идеале он должен совпадать с настроем широких масс).

Самостоятельно создавать себе нужный имидж — задача не из легких. Существует целая наука, направленная на формирование определенного образа, сообразуясь с поставленными целями и задачами — имиджелогия.

Для того чтобы заслужить симпатию других людей, мало обладать от природы личной привлекательностью. Надо уметь преподнести себя в самом выгодном свете — устроить самопрезентацию. Без умелой презентации своих достоинств вряд ли удастся достигнуть больших успехов в какой бы то ни было деловой сфере.

Английский консультант по деловым коммуникациям Элери Сэмпсон в своей книге, посвященной творческим идеям для блестящего выступления на публике во время презентации бизнеса, поясняет, что имидж является картиной человека.

Для того чтобы сделать эту картину максимум презентабельной, необходимо грамотно сочетать как внешние, так и внутренние параметры, способные создать образ личности:

  • соответствующий профессиональным требованиям;
  • положительно воспринимаемый окружающими.

Образ, который воспринимают другие люди, основывается на предыдущем опыте, на самоуважении человека.

Поразить окружающих своей харизмой, создать эффект обаяния через личность проще людям, имеющим яркую привлекательную внешность. Тем, кого природа не наградила красивой внешностью, надо постараться преподнести с самой лучшей стороны естественные качества своей личности.

На создание яркого запоминающегося образа уходит немало сил и времени. Желательно максимально продемонстрировать имеющиеся художественные способности, свои интеллектуальные данные, владение важной информацией, умение ее использовать.

Быть обаятельным в глазах широкой аудитории — значит проявлять решительность, твердость, мужество, уметь отстаивать свою позицию и при этом обладать чувством юмора.

Все важные свойства личности, из которых складывается имидж, можно поделить на три группы.

  1. Естественные (но требующие тренировки): красноречивость, способность к эмпатии, рефлексия (способность анализировать собственные ощущения эмоции, мысли, поведение, оценивать свои решения).
  2. Приобретенные с помощью личностного воспитания и образования. Это умение правильно выстраивать общение, полезные психологические привычки, духовно-нравственное развитие. Высоконравственный человек следует моральным нормам и принципам, а безнравственный — своим убеждениям, живет страстями.
  3. Приобретенные благодаря жизненному опыту, профессионализму. Эти характеристики помогают принимать решения на интуитивном уровне.

Те, кто хорошо знаком с теорией имиджа, уверены, что впечатление от воспринимаемого образа более чем на 90 % связано с внешними и речевыми особенностями человека. В связи с этим многие политические деятели специально работают над своей речью: занимаются на курсах актерского мастерства, где опытные преподаватели помогают развить хорошую артикуляцию речи, поставить голос.

Следует помнить, что имидж, который человек стремится передать через свой образ (субъективная его сторона), может не совпадать с тем, как его на самом деле воспринимают окружающие (объективная сторона имиджа). Поскольку процесс создания имиджа достаточно трудоемок, есть смысл обратиться за профессиональной помощью к имиджмейкерам.

Вывод

Необходимо понимать, что большую роль в формирования имиджа играет межличностное восприятие, которое:

  • обладает эффектом новизны и первичности;
  • может искажать воспринимаемый образ под влиянием социально-психологического эффекта;
  • является сложным процессом восприятия внешних и внутренних характеристик человека, их соотношения между собой.

Межличностное восприятие завязано на психологических методах, которые помогают интерпретировать действия другой личности, оценивать их. Среди таких методов:

  • межличностная аттракция (механизм восприятия человека на основе его привлекательности);
  • эмпатия (умение чувствовать других людей и сопереживать им);
  • идентификация (уподобление одного человека другому или группе людей);
  • понимание мотивов собеседника, причин, по которым он действует определенным образом.