Как улучшить память, различные приемы и способы

Дата: апрель 23, 2022 14:10
Просмотров: 487

В статье приводятся исторические примеры того, до какой степени можно развить свою память и объясняется, какими способами этого достичь. Подробно расписаны приемы и стратегии мнемотехники, способы улучшения процесса запоминания, алгоритм правильного запоминания сложной информации на долгий срок, даются общие рекомендации для улучшения работы памяти.

Особенности памяти: примеры из истории

Учеными-психологами давно установлено, что человек использует лишь от 3 до 8 % имеющейся у него памяти. Память человека, которую он может потенциально использовать, очень велика — она могла бы вместить столько информации, сколько способен обработать среднестатистический компьютер. К сожалению, лишь немногие люди научились использовать этот резервный запас, а остальные жалуются на якобы «нехватку» памяти. Однако истории известны удивительные случаи, наглядно демонстрирующие возможности человеческой памяти, ее неисчерпаемость.

Как правило, такая феноменальная память — не просто дар свыше, но и результат целенаправленных усилий по повышению ее эффективности благодаря постоянным тренировкам.

Выдающийся полководец Александр Македонский знал в лицо каждого из 35 тысяч своих солдат. Другой полководец, Гай Юлий Цезарь, обладая почти таким же войском (около 30 тысяч солдат), знал каждого солдата не просто в лицо, но и по имени.

Во многих источниках приводится информация о человеке по имени Э. Гаон, который помнил наизусть 2500 прочитанных им книг. Более того, он мог назвать, на какой странице находился тот или иной отрывок.

Интересный эпизод произошел в молодости с Наполеоном. Когда он еще не был великим полководцем, а только начинал свой путь, ему пришлось некоторое время провести на гауптвахте. Чтобы скоротать время, он занялся изучением найденной там книги по римскому праву. Спустя много лет, когда он уже командовал армий, Наполеон мог без труда процитировать любой отрывок из этой книги.

Не менее интересный эпизод произошел с братом великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Когда поэт не обнаружил у себя черновиков последней главы поэмы «Евгений Онегин», он попросил брата, которому однажды прочел эту главу вслух, помочь ее восстановить, так как сам был не в силах вспомнить ее дословно. В ответ на письмо А. С. Пушкина с этой просьбой брат в тот же день прислал ответное письмо. Каково же было удивление поэта, когда он обнаружил в письме полностью написанную братом по памяти главу!

Президент США Теодор Рузвельт каждый день читал две или три книги, после чего восстанавливал по памяти все до мельчайших подробностей. Делал он это целенаправленно — для улучшения навыков памяти. Кроме того, он мог одновременно решать два важных вопроса с двумя разными секретарями, не отрываясь при этом от чтения книги.

Известный физик и изобретатель Никола Тесла обладал уникальной «фотографической памятью» и крайне редко прибегал к записи важной информации. Когда сгорела его лаборатория вместе со всеми изобретениями, большинство из них он восстановил по памяти.

А композитору Сергею Рахманинову благодаря все той же «фотографической памяти» удавалось легко запомнить по нотам сразу несколько отрывков из крайне сложных произведений.

Филиппинцу Фердинанду Маркосу, бывшему более 20 лет президентом, удавалось легко запоминать сложные тексты. Так, он мог на память дословно воспроизвести любую главу Конституции своей страны. Для того чтобы пересказать наизусть сложный текст, ему было достаточно прочесть его один раз.

Американец Ким Пик, послуживший прообразом главного героя фильма «Человек дождя», мог запомнить около 98 % информации после ее прочтения. Список книг, которые он помнил наизусть, насчитывал около 9000 наименований. Кроме того, Пик обладал феноменальной способностью одновременно читать две разные страницы текста.

Подобных примеров в истории великое множество. Они подтверждают что возможности нашей памяти поистине неиссякаемы.

Мнемотехника и ее особенности

Метод, облегчающий процесс запоминания, с использованием особых приемов улучшения памяти, называется мнемоникой или мнемотехникой по имени древнегреческой богини Мнемозины, олицетворяющей память.

Определение 1

Мнемотехника — система специальных вспомогательных способов и средств, которые облегчают процесс воспоминания.

Воспоминание является самым сложным из трех основных компонентов работы памяти. В работу памяти входят операции:

  • записи;
  • хранения;
  • извлечения нужной информации в определенный момент времени.

Считается что древнегреческий математик и философ Пифагор впервые разработал принципы мнемотехники. Они основаны на том, что легче приходит воспоминание, спровоцированное чем-либо, чем само по себе.

Таким образом, суть мнемотехники в том, чтобы предупредить саму возможность забыть что-либо. Она помогает надлежащим образом перевести самостоятельное воспоминание в спровоцированное, которое впоследствии приведет в действие ассоциативную память узнавания.

Главное в мнемотехнике — работа с образными ассоциациями и их вербальная обработка. Для этого необходимо тренировать как вербальную, так и визуальную память, заставляя их работать в связке друг с другом.

Можно пользоваться тремя категории мнемонических приемов улучшения памяти:

  • стратегиями;
  • подсказками;
  • кодами.
  1. Стратегия в мнемотехнике — это удобное расположение информации, привязка последовательности ее воспроизведения к определенному алгоритму. В Древней Греции и Древнем Риме ораторы, готовя речь для выступления, ассоциировали ее отдельные элементы (аргументы, тезисы) с определенными визуальными объектами, которые последовательно попадались им на глаза во время их ежедневного передвижения по дороге. Таким объектами могли выступать дерево, большой камень, цветущий куст, фонтан и т. д. Произнося свою речь, ораторы мысленно совершали путешествие по этой дороге и поочередно «забирали» оставленные там части своего выступления.
  2. Подсказка — обычно основанная на начальных буквах аббревиатура либо стихотворная форма. Например, цвета радуги можно запомнить по стихотворным строчкам, популярным еще в дореволюционной России: «Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь». Первой букве каждого слова здесь соответствует цвет, начинающийся с той же буквы (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Для запоминания числа «Пи» хорошо помогает такой стишок: «Чтобы вам не ошибаться, надо правильно прочесть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть. Дальше тоже надо знать (если вас мы спросим) — пять и три, и снова пять, восемь, девять, восемь». По этой подсказке легко запомнить число «Пи» до тринадцатого знака после запятой: 3,1415926535898. Для уроков географии выработаны свои подсказки. Например, названия четырех самых крупных рек России можно запомнить с помощью аббревиатуры ОВАЛ (Обь, Волга, Амур и Лена).
  3. Код в качестве приема обычно используют для запоминания случайного набора цифр (например, телефонных номеров, ИНН, номеров банковских карт). Для этого числовой ряд разбивается на части, и для каждой части находится своя ассоциация. Допустим, код банковской карточки 2200 2001 0331 5525. Его можно запомнить, например, так: в 22-00 я ложусь спать (как вариант — начинается любимая телепередача); 2001 — год начала нынешнего века; 03-31 — в марте (03 месяц) 31 день; 5525 (пятью пять — двадцать пять).

Для запоминания цифр также советуют совмещать с их с образами, которые напоминают их очертания или ассоциируются по смыслу:

  • ноль можно ассоциировать с чем-нибудь круглым (солнце, озеро, мяч, монета);
  • единица — столб, дерево, трость;
  • двойка — лебедь, конь (похожа на шахматную фигуру), плохая оценка;
  • тройка — завитушка, упряжка лошадей, трехколесный велосипед;
  • четыре — перевернутый стул, что-то квадратное (с четырьмя углами);
  • пять — отличная оценка, пятиконечная звезда, пять пальцев на руке и т. д.

Далее надо придумать связную историю, в которой последовательно участвуют образы цифр из числового ряда.

На сегодняшний день интерес к мнемотехнике уже не столь велик. Имея под рукой электронных помощников, человек не стремится запоминать наизусть номера телефонов и другую необходимую информацию. Кроме того, подобным приемам мало кто правильно учит. В результате сущность методики остается непонятой и сложно применимой. Для того чтобы исправить это положение, нужно начинать обучение мнемотехническим приемам еще в школе, в качестве увлекательной игры на развитие памяти. Человеку надо давать широкий набор всех инструментов мнемоники, чтобы он мог выбрать наиболее подходящие именно ему.

Способы улучшения памяти, их особенности

Разработкой способов улучшения памяти занимаются многие ученые. Американка, психолог Даниэль Лапп даже выпустила несколько книг на эту тему: «Искусство помнить и забывать», «Улучшаем память в любом возрасте» и другие. Она предложила использовать определенную систему для улучшения памяти. Вот несколько ее советов:

  • Заниматься вербальной проработкой информации. То есть проговаривать ее, комментировать одновременно в эмоциональном и интеллектуальном смысле.
  • Проводить зрительную ассоциацию. Устную информацию можно записать, чтобы увидеть ее глазами. Создать зрительный образ, связанный с запоминаемой информацией, и связать его с другим, который будет напоминать о первом.
  • Использовать прием избирательного внимания. То есть вычленить из всей информацию ту, которую необходимо сохранить в памяти. При этом сделать акцент на причинах такой необходимости (зачем и на какое время это нужно).
  • Уметь расслабляться для улучшения работы органов чувств, исключив помехи в виде напряженности и беспокойства.
  • Использовать паузы для обдумывания.
  • Тренировать наблюдательность — научиться отбирать информацию, концентрироваться на ней, анализировать, делать внутренние комментарии во время ее сохранения.

В качестве примера Даниэль Лапп привела использование стратегии мнемотехники для запоминания места парковки у крупного торгового центра с несколькими похожими выходами.

  1. Сделайте паузу, чтобы действовать не автоматически, а осознанно, находиться «здесь и сейчас». Избегайте всего, что может отвлечь ваше внимание (например, не стоит в этот момент с кем-то разговаривать).
  2. Сознательно, концентрируя на этом действии свое внимание, закройте дверь автомобиля.
  3. Найдите зрительные приметы, которые находятся рядом с автомобилем. Это может быть дерево, доска объявлений, рекламный щит, магазинная витрина. Мысленно опишите их, чтобы лучше запомнить.
  4. Двигаясь в сторону торгового центра, несколько раз оглянитесь, чтобы запечатлеть автомобиль на фоне неподвижных подсказок. Следует учесть, что возвращаясь к машине по другому пути, вы можете не сразу узнать парковочное место. Это происходит потому, что одна и та же обстановка с разных ракурсов может выглядеть по-разному.
  5. Запоминание будет более эффективным, если параллельно будут работать и другие органы чувств, помимо зрения (слух, обоняние, осязание). Обратите внимание на запахи, характерные звуки, чувство тепла или холода.
  6. Мысленно проговорите описание того места, где оставили автомобиль: «Я припарковал машину у самого угла здания рядом с проезжей частью, надеюсь, ее никто случайно не заденет».
  7. Заходя в торговый центр, обратите внимание на ближайший к выходу отдел. Это поможет вам понять, с той ли стороны здания вы вышли, или автомобиль припаркован у другого выхода.

Помните, что вы можете сами придумать себе ту стратегию, которая для вас наиболее удобна и продуктивна.

Запоминание и забывание

Для того чтобы в памяти необходимая информация сохранялась длительное время, надо периодически ее повторять. Механизм повторения основан на знании закона забывания информации. Этот закон был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом (1850 — 1909)

Согласно закону забывания по Эббингаузу уже через 20 минут после ознакомления с информацией человек забывает 40 % того, что смог воспринять его мозг. А через час им уже забыто более 50 %. На четвертый-пятый день от информации остается около 20 %, а дальше — еще меньше.

Гиперболическая кривая наглядно иллюстрирует, что самыми быстрыми темпами процесс забывания идет в первые минуты, часы и дни. За первые восемь часов мозг забывает такое же количество информации, как за весь последующий месяц.

Поэтому для длительного хранения информации в памяти целесообразно ее повторять через строго определенные промежутки времени: первый раз уже через 15-20 минут, второй раз — примерно через 8-9 часов, третий раз — через сутки.

График на рисунке ниже иллюстрирует, как влияет на запоминание и забывание процесс повторения через правильно выбранные интервалы времени.

Повторение на ранней стадии способно значительно компенсировать быстрое забывание на первоначальном этапе. Постоянное же, слишком частое повторение не даст лучшего эффекта, но может отнять ценное время, поэтому рекомендуется повторять что-либо исходя из вышеупомянутого закона.

Психологи советуют:

  • заучивать материал систематически, регулярно;
  • не перегружать память, запоминать информацию маленькими порциями.

Периодическое освежение в памяти пройденного материала через короткие промежутки времени даст гораздо больший эффект, чем попытка выучить накануне экзамена сразу весь материал за семестр. В последнем случае есть вероятность получить умственное и психическое переутомление, а также очень быстро забыть все выученное.

При повторении материала следует учитывать «закон края» — лучше всего из запоминаемой информации усваивается ее начало и конец, а середина может вызвать трудности при воспроизведении. Поэтому закрепляя материал в памяти, следует больше внимания уделять именно средней части.

В течение дня интенсивность запоминания и концентрации внимания колеблется. Считается, что наибольшей эффективностью память обладает с 8 до 12 утра, снижается в послеобеденное время и ненадолго повышается ближе к вечеру (данное правило работает для «жаворонков»). Максимальная продуктивность «сов» обычно приходится на вечерний период с 20 до 24 часов. Разумеется, это лишь примерные рекомендации. Для каждого человека наиболее продуктивными и благоприятными в плане запоминания и общей работоспособности мозга могут быть его собственные временные интервалы, которые надо определить и следовать им в дальнейшем.

Вот несколько рекомендаций специалистов для совершенствования работы памяти.

  1. Приступая к процессу запоминания, следует настроить себя на долговременную память (в идеале — запомнить навсегда). Такая установка помогает мозгу обеспечить благоприятные условия для эффективного процесса.
  2. Запоминание происходит лучше, когда изучаемая информация вызывает неподдельный интерес и желание ее запомнить. В этот момент обостряется так называемый «резец памяти», оставляющий более глубокие следы.
  3. Более глубокому запоминанию способствует эффект Зейгарник — метод, при котором какое-либо действие принудительно прерывается, а потом возобновляется. Суть метода в том, что прерванное действие запоминается лучше, чем благополучно завершенное. Эффект назван так в честь его первооткрывательницы, советского психолога Б. В. Зейгарник (1901 — 1988).
  4. Вместо бессмысленной механической зубрежки следует использовать осмысленное запоминание (понимание, установление логической последовательности, разбиение изучаемого материала на фрагменты, нахождение в каждом фрагменте опорной точки или ключевой фразы).
  5. Повторение выученного «на свежую голову», то есть с утра, и «на сон грядущий». Считается, что во время сна подсознание помогает закрепить ту информацию, которую оно получило перед самым засыпанием.
  6. Восприятие информации должно подкрепляться ее воспроизведением. Нет смысла просто прочесть материал пять раз. Лучше прочесть его два раза, и два раза попытаться воспроизвести.
  7. Использование информации, применение ее на практике помогает закрепить материал гораздо крепче, чем простое повторение.
  8. Помните о «правиле края», суть которого в том, что при запоминании лучше усваивается начальная и заключительная часть материала, тогда как середина вспоминается гораздо труднее.
  9. Памяти нужно два-три дня, чтобы воспроизвести сложную информацию наиболее точно. Сразу после заучивания такого эффекта, как правило, не наблюдается. Такое воспроизведение получило название «реминисценции».
  10.  Используйте в качестве помощника мнемотехнику — искусственные приемы для запоминания механической информации (комбинаций цифр, порядкового перечисления чего-либо, иностранных слов и т. д.).