Краткая характеристика неомарксизма. Ранний и поздний неомарксизм
В данной статье рассматривается философское течение неомарксизма, основные теории, представители, ранний и поздний неомарксизм, а также различия между социал-демократическим и коммунистическим неомарксизмом.
Термин «неомарксизм» применялся в течение прошлого века к ряду течений социальных наук, которые расширили работу Карла Маркса с учетом других интеллектуальных разработок. В частности, в 1980-х годах возникла самобытная школа неомарксистов, аналитический марксизм, которая не только объединила другие теоретические традиции социальных наук (например, веберианскую социологию, неоклассическую экономику, теорию игр, экономику развития и политическую философию), но также включала эмпирический классовый анализ.
Определение.
Неомарксизм - это марксистская школа мысли, охватывающая подходы 20-го века, которые изменяют или расширяют марксизм и марксистскую теорию, как правило, путем включения элементов из других интеллектуальных традиций, таких как критическая теория, психоанализ или экзистенциализм (в случае Жан-Поля Сартра). Как и во многих случаях использования приставки нео-, некоторые теоретики и группы, которые обозначаются как неомарксисты, пытались восполнить предполагаемые недостатки ортодоксального марксизма или диалектического материализма.
Многие видные неомарксисты, такие как Герберт Маркузе и другие представители Франкфуртской школы, исторически были социологами и психологами. Неомарксизм подпадает под более широкие рамки новых левых. В социологическом смысле неомарксизм добавляет к марксистской философии более широкое понимание Максом Вебером социального неравенства, такого как статус и власть. Примеры неомарксизма включают аналитический марксизм, французский структурный марксизм, критическую теорию, культурологию, а также некоторые формы феминизма.
Примечание.
Теория противоречивого классового расположения Эрика Олина Райта является примером синкретизма, присущего неомарксистской мысли, поскольку она включает в себя веберовскую социологию, критическую криминологию и анархизм.
В 20-м и 21-м веках ряд социологов подошли к обществу с помощью метода анализа, на который очень сильно повлияли труды Карла Маркса, однако они по-разному адаптировали традиционный марксизм. Например, некоторые неомарксисты разделяют марксовый анализ капитализма, но не разделяют его веру в коммунистическую революцию. Другие (например, Антонио Грамши или, в последнее время, Стюарт Холл) подчеркивают культурные аспекты классового конфликта, а не экономическую направленность оригинальных работ Маркса. Те, кто адаптировал идеи Маркса таким образом, известны как неомарксисты.
С тех пор как Маркс впервые сформулировал свой материалистический подход к революциям, появилось много производных объяснительных моделей революции, часто видоизменяющих компоненты его первоначальных формулировок. Что делает более поздние неомарксистские подходы окончательно «марксистскими», так это акцент, который все они делают на классовой борьбе как на ключевом выражении и определяющем факторе революционных ситуаций и результатов. Один из таких неомарксистских подходов определяет сельское крестьянство , в отличие от городского рабочего класса или в дополнение к нему, как потенциально повстанческую силу и агента социалистической революции. Согласно этому подходу, коммерциализация сельского хозяйства часто ведет к радикализации крестьянства. В более общем плане различия в динамике коммерциализации сельского хозяйства порождают различия в классовых конфликтах в сельской местности. В одной версии этого подхода считается, что чем больше землевладельцы и земледельцы становятся связанными с глобальным капиталом и рынками, тем выше их соответствующая тактическая мобильность в политической борьбе; и наоборот, чем более зависимые землевладельцы и земледельцы остаются на земле из-за дохода (в отличие от капитала или заработной платы), тем меньше считается тактическая мобильность каждого из них. Полагается, что наименее революционные условия существуют там, где землевладельцы получают доход от своих капиталовложений, а крестьяне получают доход от земли. Наоборот, условия, наиболее благоприятные для революции, якобы обнаруживаются там, где землевладельцы зависят в плане дохода от земли, а крестьяне получают свой доход из заработной платы.
Классовая борьба явно играла важную роль во многих революциях и в большинстве, если не во всех, социальных революциях. Однако религия и особенно национализм сыграли в революциях гораздо большую роль, чем допускала марксистская теория. Более того, классовая эксплуатация, даже в периоды острого экономического кризиса, не обязательно приводит к развитию классового сознания у эксплуатируемых, не говоря уже о фактическом восстании. Члены эксплуатируемых классов, в том числе крестьяне, издольщики и городские рабочие, могут рассматривать свои проблемы как результат своих личных неудач или как результат безличных (и, возможно, потусторонних) сил, которые находятся вне чьего-либо контроля. Или они могут рассматривать свое положение как несправедливое, но чувствовать, что бессильны его изменить. Чтобы понять, как классовая эксплуатация и другие «объективные» реальности коллективно воспринимаются как несправедливые и изменяемые, некоторые ученые обратились к методам анализа, которые придают большее значение, чем марксизм, культурным и идеологическим факторам с одной стороны, и государственная политика и организация - с другой.
Ранний неомарксизм
Неомарксистская школа возникла из-за того, что ей пришлось бороться с первой волной катастрофических неудач марксизма, а именно с провалом предсказания Маркса о том, что развитые индустриальные капиталистические естественным образом уступят место рабочему классовому сознаю, последующим пролетарским революциям, и, таким образом, социалистические государства на пути к коммунизму.
Однако вместо того, чтобы увидеть, как ведущие промышленные центры, такие как Лондон, Париж, Берлин, Нью-Йорк и Чикаго, спонтанно пережили эти революции, только большевистская революция (1917 г.) в тяжелой крестьянской России увенчалась успехом. Вскоре после этого собственная коммунистическая революция Лукача в Венгрии, которая длилась недолго, развалилась в течение нескольких месяцев. Это оставило коммунистов 1920-х годов перед загадкой, в чем Маркс был прав, а в чем ошибался, и, несколько упрощая, вывод, который они сделали, заключался в том, что западные капиталистические общества производят и фиксируют культурную силу ( гегемонию ), которая сопротивляется этим революциям. , сохранение буржуазной власти путем эффективного предотвращения возникновения необходимого классового сознания в рабочем классе и превращения его в революционный пролетариат.
Эта идея во многом возникла благодаря мысли Лукача и Грамши, отчасти совместно с Максом Хоркхаймером, который к середине 1920-х годов стал руководить Франкфуртской школой. В этом Институте социальных исследований появились критические теоретики, пытавшиеся адаптировать «критическую философию» Маркса к растущим достижениям ранних социальных наук, особенно фрейдистского психоанализа и веберовской социологии. Они предназначались для уточнения и улучшения научного социализма.
Важное.
Это привело их к разработке ключевой концепции неомарксистской мысли, а именно ложного сознания, которое можно было противопоставить «критическому сознанию», возникающему в результате применения критической философии к фактам жизни и, таким образом, порождающего осознание своего подчинения и угнетения со стороны других потребительских капиталистических обществ, характерных для быстро развивающегося Запада.
Учение о «ложном сознании» (которое Маркс и Фридрих Энгельс упоминали, но не развили и существенно не использовали) позволило неомарксистам переместить источник содержания угнетающего капиталистического общества в головы обычных людей, которые, не осознавая лучшего, «голосовали, покупали и работали) против своих интересов» (потому что у них нет необходимого критического сознания о собственных интересах). Эта доктрина в важном смысле является основополагающим допущением всего неомарксизма и, следовательно, целью критической теории: пробудить массы к их реальным интересам.
Таким образом, в некотором смысле суть неомарксистской философии заключается в том, что развитые капиталистические общества, по мере того как они становятся все более потребительскими, с помощью таких инструментов, как реклама, пропаганда, смешанная экономика и массовая культура, скрывают истинную природу угнетения рабочего (и все чаще среднего) класса от самого себя. Они делают это для того, чтобы рабочий и средний классы оставались в неведении о своей подчиненности и, как правило, были счастливы и довольны жизнью, которой в противном случае они могли бы быть несчастны, если бы только правильно ее понимали (как это понимают неомарксисты). Эта удовлетворенность является проблемой для неомарксистов, потому что она подрывает революционную волю и имеет тенденцию поддерживать существующее общество относительно стабильным, в основном прибыльным способом.
Различия социал-демократического и коммунистического неомарксизма
Социал-демократия — политическая идеология, возникшая в конце 19 — начале 20 века. Многие партии второй половины 19 века называли себя социал-демократическими, например Британская социал-демократическая федерация и Российская социал-демократическая рабочая партия. В большинстве случаев это были революционные социалистические или марксистские группы, которые стремились не только ввести социализм, но и демократию в недемократических странах.
Примечание.
Современное социал-демократическое течение возникло в результате разрыва социалистического движения в начале 20 века между двумя группами, придерживавшимися различных взглядов на идеи К.Маркса. Многие родственные движения, в том числе пацифизм, анархизм и синдикализм, возникли в то же время (часто путем отделения от основного социалистического движения, но также и путем появления новых теорий) и имели совершенно разные возражения против марксизма.
Социал-демократы, составлявшие в это время большинство социалистов, не отвергали марксизм (и фактически претендовали на его защиту), а хотели реформировать определенным образом и смягчить свою критику капитализма. Они утверждали, что социализм должен быть достигнут путем эволюции, а не революции. Решительно возражали против таких взглядов революционные социалисты, утверждавшие, что любая попытка реформировать капитализм обречена на провал, потому что реформаторы
будут постепенно коррумпированы и со временем сами превратятся в капиталистов.
Несмотря на свои различия, реформистская и революционная ветви социализма оставались едиными до начала 1- й мировой. Война оказалась последней каплей, которая довела напряженность между ними до предела. Реформистские социалисты поддерживали свои национальные правительства в войне, и этот факт рассматривался революционными социалистами как явная измена рабочему классу (поскольку он предал принцип, согласно которому рабочие всех наций должны объединиться для свержения капитализма, и тот факт, что обычно низшие классы — это те, кого посылают на войну сражаться и умирают, отодвигая дело в сторону). Последовали ожесточенные споры внутри социалистических партий, как, например, между Эдуардом Бернштейном (реформистским социалистом) и Роза Люксембург (революционная социалистка) в СДПГ в Германии. В конце концов, после русской революции 1917 года большинство социалистических партий мира распались. Реформистские социалисты сохранили название «социал-демократы», а революционные социалисты стали называть себя «коммунистами» и вскоре сформировали современное коммунистическое движение.
С 1920-х годов постоянно нарастали доктринальные расхождения между социал-демократами и коммунистами (которые сами не едины на пути к социализму).
Для Маркса не существовало окончательного знания, а был только бесконечный процесс обучения. Следовательно, его собственную теорию не следует понимать как набор положений, которые мы должны принять на веру. Сам марксизм есть не что иное, как определенный процесс обучения, основанный на определенном методе, который был введен Марксом и Энгельсом. Сам этот метод, который Маркс и Энгельс называли материалистическим пониманием истории, не является неизменным. Он постоянно совершенствуется, как машина, за счет непрерывного накопления опыта, накопленного при его применении.
Принципы, лежащие в основе того или иного способа интеллектуальной деятельности, часто меняются не так быстро, как результаты этой деятельности. Взгляды людей под влиянием постоянно меняющегося опыта склонны меняться чаще, чем методы и формы мышления, с помощью которых они достигаются. Оба, однако, считаются находящимися в постоянном процессе развития. Даже материалистическое понимание истории не возникло, подобно Афине, во всеоружии из головы своего создателя; по сути у него было два таких производителя. Эти двое постоянно развивали его на протяжении всей своей жизни, и марксистам завещали продолжить этот процесс.
Знать и понимать линию этого развития имеет величайшее значение как для всякого марксиста, так и для всякого, желающего критически изучить Маркса, движимого искренним стремлением к познанию.
Довольно рано в своей карьере Маркс понял, и в этом он оказался выше других социалистов своего времени, что освобождение рабочего класса может быть достигнуто только самим рабочим классом. Но, как и другие социалисты, он должен был признать, что массы еще не созрели для борьбы.
Маркс считал, что взрослых может научить только жизнь. Он ожидал, что образование рабочего класса придет из капиталистического развития и его воздействия на рабочих. Философ указывал на это еще в «Коммунистическом манифесте». Промышленность сближает рабочих в больших количествах и тем самым повышает их классовое сознание.
Одновременно с ростом конфликтов с работодателями развиваются профсоюзы. Распространение конфликтов на всю промышленность превращает редкие локальные столкновения в классовую борьбу. Эта классовая борьба становится политической, находя выражение в политических изменениях. Но рабочий класс не был достаточно силен, чтобы преодолеть силы, стремившиеся к обнищанию масс, что было повсеместно преобладающей чертой капитализма. «Коммунистическому манифесту » еще предстояло доказать абсолютное обнищание промышленного пролетариата.
Поздний неомарксизм
В 50–60-е гг. ХХ века особую популярность неомарксизм получил во Франции. Социолог и философ А. Лефевр считает, что течение неомарксизма способно изменить природу рабочего класса. В этой связи рабочий класс лишается его революционных потенций, как результат, этот класс становится потребительским, его интерес направлен только на мнимое благосостояние.
Французский философ-неомарксист Луи Альтюссер полностью отверг положительное содержание эмпирического знания. Он утверждает, что сущность не может быть найдена во внешнем виде, но должна быть открыта посредством теоретической практики. Философ переопределил идеологию как непрерывный и всепроникающий набор практик, в которых участвуют все группы и классы. Он утверждал, что философия Маркса оставалась в значительной степени имплицитной как фоновая система понятий, которая позволяла научной работе порождать работу.
Неомарксистская концепция идеологического государственного аппарата Альтюссера стремилась выявить социальные причины, которые допускают непрерывную классовую эксплуатацию. Воспроизводство рабочей силы требует не только воспроизводства ее навыков, но и одновременно воспроизводства ее подчинения правилам установленного порядка.
Согласно Альтюссеру, идеология есть представление о воображаемом отношении индивидов к их реальному состоянию существования. Объяснение этого высказывания он начинает с рассмотрения того, зачем людям нужно это воображаемое отношение к реальным условиям существования. Материальные отношения капиталистического производства сами по себе отчуждают, но люди не могут справиться с суровой реальностью жизни, поэтому они сочиняют истории о том, что производственные отношения не так уж плохи, эти истории или представления, а затем отчуждают их от реальных условий.
В самой Америке неомарксизм не нашел сторонников, поэтому движение не имело никакого влияния на штаты. Все приверженцы течения были потеряны еще в 70-е гг. ХХ века в Западной Европе. Неомарксизм отдалялся все дальше из-за распада коммунистических режимов в социалистических странах. Хотя ярые сторонники неомарксизма утверждали, что верны "аутентичному Марксу", на деле осуществляли те же действия, что и противники марксизма. Обе стороны демонстрируют рассогласованность внутри концепции Маркса. Согласно данной концепции капитализм неизбежно должен преобразоваться в коммунизм. Конец ХХ века обнажил реально существующую ситуацию, где социальная история подчеркивает не только утопичность марксизма, но и его неприспособленность к современной социальной реальности.