Методы народного воспитания
В данной статье изучается народная педагогика как форма воспитания детей, рассматривается связь между народной и научной педагогикой, а также методы ее осуществления.
Определение.
Понятие народной педагогики означает совокупность знаний, передаваемых младшему поколению от старшего. Она является неотъемлемой частью духовной культуры народа.
Народная педагогика зародилась еще далеко в древности и со временем оказала большое влияние на научную педагогику и ее формы.
Такие научные деятели, как Константин Дмитриевич Ушинский, Василий Александрович Сухомлинский и Антон Семенович Макаренко занимались исследованием народной педагогики. Им удалось дать развернутое понятие данного типа воспитания и написать множество трудов, в которых они описали прямую связь и факт влияния друг на друга народной и научной педагогики.
Советским педагогам стало очевидно, что современное воспитание взаимосвязано с элементами устного народного творчества. Можно с уверенностью отметить, что народная мудрость, формировавшаяся веками, выражает педагогический опыт семейного воспитания в народе.
Методы народного воспитания
Многовековая практика позволяет народу формировать собственные принципы и ценности в отношении воспитания детей.
Можно выделить несколько действий народа, которые формируют методы народного воспитания детей в быту:
- Приучать.
- Разъяснять.
- Одобрять.
- Поощрять.
- Убеждать.
- Показывать пример на основании личного опыта.
- Осуждать.
- Наказывать.
В народной педагогике большую роль играет демонстрирование методов реализации какой-либо трудовой деятельности на основании опыта и знаний старшего поколения. Личный пример помогает ребенку осваивать различные навыки для выполнения разнообразных видов труда. Интересен тот факт, что слово «если» обуславливало использование народными педагогами таких методов, как упрек, наказание и предупреждение. Считалось, что эти способы, при условии их применения, помогают достигать положительных результатов в трудовой деятельности ребенка.
Казахское изречение гласит, что по возвращению из путешествия ребенка шести лет, его должен проведать шестидесятилетний взрослый.
Виссарион Белинский сказал: «Труд облагораживает человека». Приучение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогике является одной из главных составляющих успешного воспитания ребенка.
Метод убеждения не может существовать без таких элементов, как объяснение и следствие. Для того чтобы такой метод оказался эффективным, старшему поколению необходимо подкреплять доносимые ребенку истины доказательствами о результате какой-либо деятельности. Это помогает детям сформировать в сознании цепочку логической связи между поступками и последствиями, а также накопить жизненный опыт.
Поощрять ребенка считается необходимым действием в практике народного воспитания. С помощью одобрения ребенок может дать оценку своим действиям, что поможет закрепить в нем важные элементы концепции семейного воспитания.
Демонстрация личного примера формирует в ребенке основные идеи, закрепленные за конкретной семьей. Трактовка идей, ценностей, отношения к культуре старшего поколения эффективно закрепляется за детьми в процессе развития их личности.
Заключение
Осуждение и наказание являются популярной формой народного воспитания. С помощью этих методов до ребенка доносили консеквенции, к которым могут привести его проступки. Так в младшем поколении воспитывали понимание ожидаемого исхода от совершенных ошибок. Обвинение и упрек также практиковались родителями в целях предотвращения негативных последствий.