Написание и оформление читательского дневника: правила и полезные советы
Читательский дневник значительно отличается от школьных тетрадей, где ученики фиксируют содержание книг и собственные впечатления от прочитанной литературы. Это серьезный труд студентов филологических факультетов. Подобные записи ведут и обычные читатели, которые желают сохранить в памяти изученные тексты. Правила оформления и написания читательского дневника заслуживают особого внимания.
Какие задачи призван решить читательский дневник
С помощью читательского дневника автор фиксирует факт прочтения той или иной литературы. В документе отражают сведения о сюжетной линии и ключевых персонажах. Подобное задание в распространенных случаях студенты получают от преподавателей по дисциплинам русской и зарубежной литературы.
Таким образом, можно оценить, насколько читатель понял замысел автора книги, его мнение о том или ином событии, личностях, а также взгляд на важные вопросы и проблемы. Нередко люди, увлекающиеся чтением различной литературы, пишут дневники для личных целей. К примеру, благодаря записям, в нужный момент достаточно просто восстановить в памяти сюжет или вспомнить значимую информацию из нонфикшен литературы.
Оформление документов
Существуют разные форматы ведения читательского дневника:
- табличные формы;
- блокнот в письменном или электронном виде;
- дневник, созданный в текстовом редакторе;
- презентация с иллюстрациями;
- электронная программа «читательский дневник», к примеру, «Calameo».
Проверять проще дневники, которые представлены в формате таблиц или документов. Если записи предназначены только для личного использования, целесообразно оформлять текст, как блокнот или оригинальную презентацию. На просторах глобальной сети несложно найти массу красивых шаблонов для детских дневников. Взрослым, напротив, придется потратить время, чтобы найти достойный классический или авторский вариант читательского документа.
Особенности написания читательского дневника
Стандартный план читательского дневника включает в себя следующие пункты:
- Наименование литературного произведения.
- Реквизиты автора.
- Дата.
- Краткое содержание текста.
- Ключевые персонажи.
- Проблемы.
- Отзыв.
Формальности не вызывают каких-либо сложностей. Принцип написания дневника определяется целевым назначением работы. Если требуется оформить документ для сдачи преподавателю, необходимо кратко излагать ключевые факты, логично формулировать собственные мысли. Научный руководитель в первую очередь оценивает понимание прочитанного материала. В личном читательском дневнике следует акцентировать внимание на сюжетах, которые вызвали наиболее яркие эмоции.
Рассматриваемые проблемы
В разделе с проблематикой необходимо указать ключевые понятия, на которые опирается автор произведения. Каждому писателю важно не только опубликовать рассказ, но и обратить внимание читателей на существующие вопросы и проблемы. Многие писатели стараются с помощью литературного произведения преподать аудитории морально-нравственный урок, раскрыть важность общественного и социального явления. Если читатель проникся сутью книги, то для него не составит труда правильно сформулировать проблематику и распознать намерения автора.
Отклик на произведение
В данном разделе работы необходимо зафиксировать собственные впечатления от прочтения книги. Здесь можно оценить важность проблем, затронутых писателем, поделиться собственным отношением к тому или иному герою или сюжету, а также резюмировать финал произведения. Такая рецензия не всегда носит позитивный характер. На индивидуальное усмотрение дневник завершают критикой и аргументацией недостатков прочитанной книги.
Как правильно заполнить читательский дневник
Существует несколько типичных правил:
- Аккуратность при написании, оформлении четких и разборчивых записей и схем.
- Регулярность при ведении записей в процессе знакомства с произведением, что исключает риски пропуска важных моментов в сюжете.
- Честность автора отзыва, его ориентация на собственные мысли и чувства, представление искренней и объективной оценки.
Стиль написания дневника
Формат и стиль написания читательского дневника определяются целью работы. В том случае, когда документ необходимо сдать преподавателю, целесообразно отойти от чрезмерной творческой активности и выбрать более официальный подход. Личные дневники пишут так, как удобно и комфортно их владельцам. Главное, отразить смысл произведения и ключевые сюжетные линии, окрасить текст собственными мыслями и доводами.
В этом случае полезно систематизировать информацию с помощью простых и доступных инструментов таких, как цветные маркеры, рисунки, наклейки. Полезно дополнить текст цитатами персонажей, которые обладают особым смыслом для развития сюжета. Данные высказывания допустимо использовать в процессе работы над сочинением или эссе.
Зачем нужно писать читательские дневники
Написание читательского дневника характеризуется прикладным назначением и позволяет решить сразу несколько важных задач:
- Приобретение навыков грамотной письменной речи.
- Развитие восприятия текстовой информации и памяти.
- Инструмент самопознания.
- Обретение свободы, благодаря возможности оценивать работы разных авторов.
- Развитие интеллектуального мышления.
- Личностный рост.