Новые горизонты: первые университеты, где меняется структура образования
В области высшего образования в России наступают значительные изменения. С начала 2023 года в шести университетах будет внедрена новая модель обучения, а это всего лишь начало реформы, которая в конечном итоге затронет всю страну. Давайте рассмотрим, какие трансформации ждут российскую систему образования в ближайшее время и где они уже начались.
Предыстория реформы
В 2022 году было объявлено о решении России выйти из Болонского процесса — программы стандартизации высшего образования в Европе и других странах. Это послужило толчком к предположениям о грядущей реформе российской системы высшего образования. Схема "бакалавриат + магистратура", которая была введена в 2003 году в рамках Болонского процесса, стала объектом критики, и в стране до сих пор сохранялись программы специалитетов.
В феврале 2023 года, в своем послании Федеральному Собранию, президент РФ Владимир Путин объявил о намерении провести реформу высшего образования. Он заявил о планах начать разработку новой модели образования и о постепенном уходе от стандартной схемы "4 + 2". В результате этой инициативы, менее чем за полгода, было объявлено о запуске пилотной программы новой системы образования в шести российских университетах.
Университеты, участвующие в пилотном проекте
12 мая на официальном сайте Кремля появился указ президента "О некоторых аспектах развития высшего образования". Документ содержал информацию о запуске пилотной программы по изменению структуры образования в России. В нем также было объявлено о шести университетах, которые стали первыми участниками этого проекта. С начала учебного года 2023/2024 в этих вузах начнется обучение по новым стандартам и уровням образования. Полный текст указа опубликован на сайте официальных документов.
- Университет имени Иммануила Канта. В рамках пилотного проекта будут внедрены новые подходы в три области: химические науки, юриспруденция и педагогика. Каждое направление будет работать с партнерами, включая госкорпорации и ведущие научные центры страны. В 2024 году также планируется включить программы по истории и физике.
- Национальный исследовательский университет "Московский авиационный институт". В рамках пилотного проекта будет проведена модернизация крупнейшего направления вуза — "Авиационная и ракетно-космическая техника". Продолжительность базовой программы обучения составит 5,5 лет. С начала учебного года 2024/2025 новые подходы распространятся и на другие направления, такие как IT, математика, прикладная механика, электроника, радиотехника и системы связи, электро- и теплоэнергетика, приборостроение, материаловедение, управление, экономика и другие. Иностранным студентам будут предложены образовательные программы как в новом, так и в текущем формате.
- Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС". В этом университете будут проведены эксперименты с магистерскими программами в области IT и экономики, которые будут длиться один год. С начала следующего учебного года выпускники специалитетов получат возможность бесплатного обучения в магистратуре.
- Московский педагогический государственный университет. В рамках пилотного проекта учебные программы базового высшего образования будут предложены по таким специальностям, как "Русский язык, литература и история", "История, обществознание и организация воспитательной деятельности", "Иностранный язык и русский язык как иностранный", "Физика и информатика", "Начальное образование и история", "Дошкольное образование". Кроме того, будет доступна программа по специальности "Практическая возрастная психология".
- Санкт-Петербургский горный университет. Университет планирует установить продолжительность обучения по инженерным специальностям в пределах пяти-шести лет, и выпускникам будет присвоена квалификация "инженер". Время производственной практики также будет увеличено до 10 месяцев.
- Научно-исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) включен в пилотный проект, охватывающий направления "Программная инженерия" и "Журналистика". Эти программы будут продолжаться в течение четырех лет по модели "Профессиональная школа", где студенты начинают работать с второго или третьего курса, продолжая обучение. Также в университете планируется проведение пилотных программ однолетних технологических магистратур в направлениях "Цифровой медиамаркетинг", "Юридическая лингвистика", "Создание технологического стартапа" и "Компьютерный инжиниринг высокоэнергетических систем". Для более сложных областей, таких как "Фундаментальная и прикладная химия", "Мехатроника и робототехника", "Прикладная механика", "Баллистика и гидроаэродинамика", "Техническая физика", "Юриспруденция" и "Химия современных материалов и технологий", обучение будет продолжаться пять лет по модели "3+1+1". Это означает, что первые три года студент углубляется в основы профессионального образования и междисциплинарные знания, на четвертый год он получает практический опыт через партнеров-работодателей, а на пятый год развивает исследовательские навыки на реальных проектах.
- Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (МГТУ) не включен в список участников пилотного проекта. Однако в университете решили не ждать 2025 года, когда запланировано начало широкомасштабной реформы. С этого года на некоторых направлениях в МГТУ начнется обучение по программам бакалавриата с продолжительностью обучения в 6 лет. Такие направления включают информатику и вычислительную технику, энергетическое машиностроение и прикладную механику. Университет разработал собственные образовательные стандарты для этих программ. Отметим, что "Бауманка" входит в число университетов, имеющих право утверждать свои собственные образовательные стандарты.
Итак, новые подходы в образовании предполагают, что некоторые студенты будут получать продленный бакалавриат, в то время как магистерские программы могут сокращаться. Аспирантура станет отдельным уровнем профессионального образования. Абитуриенты, поступающие на новые программы, сохранят свои права, социальные гарантии и обязанности, присущие студентам, осваивающим программы бакалавриата, специалитета и магистратуры с государственной аккредитацией, а также программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.
По завершении обучения выпускники будут получать документы, подтверждающие их образование и квалификацию для определенной профессиональной деятельности. Аспиранты также получат заключения о соответствии их диссертаций критериям, установленным в соответствии с законодательством о науке и государственной научно-технической политике, а также свидетельства об окончании аспирантуры.
Общее количество специальностей, включенных в пилотный проект, составляет 113, из которых 53 - базовое высшее образование, 18 - магистратура и 42 - аспирантура. Эти специальности охватывают математические и естественные науки, инженерное дело и технологии, науки о обществе, образование и педагогические науки.
Для абитуриентов, участвующих в пилотном проекте вузов, изменения в поступлении в этом году почти незаметны. Поступление по-прежнему будет осуществляться на основе баллов ЕГЭ. Студенты, которые уже обучаются по новым уровням образования, не почувствуют существенных изменений.
Таким образом, на данный момент основные аспекты пилотного проекта остаются относительно неизменными:
- два уровня высшего образования: базовый и специализированный (магистратура);
- базовый уровень - от 4 до 6 лет, магистратура - от 1 до 3 лет (в зависимости от направления подготовки, квалификации, отрасли экономики и т. д.);
- обучение в магистратуре после базового высшего образования не будет рассматриваться как второе высшее образование;
- аспирантура выделяется в отдельный уровень профессионального образования. В будущем дипломы также изменятся: они будут содержать информацию о продолжительности обучения, специальности, присвоенной квалификации, а также оставят место для указания дополнительной квалификации.
Ключевой этап для пилотного проекта начнется с учебного года 2023/2024, когда будут внесены основные изменения, если они будут необходимы. Массовый переход на новые программы начнется в 2025 году.
Текущие радикальные изменения в структуре образования остаются под вопросом. Министр высшего образования и науки РФ Валерий Фальков подчеркнул, что университеты будут активно сотрудничать с соответствующими министерствами и работодателями: "Понятно, что министерство сельского хозяйства в пределах своей сферы, министерство здравоохранения в пределах своей сферы, и так далее". Он отметил, что передовые практики будут распространяться повсеместно.
В целом, реформы в системе образования подразумевают, что некоторые студенты получат расширенный бакалавриат, а магистерские программы в некоторых случаях могут сокращаться. Аспирантура приобретет более определенный профессиональный статус. Абитуриенты, принимающие участие в новых программах, сохранят свои права, социальные гарантии и обязанности, характерные для студентов, проходящих программы бакалавриата, специалитета и магистратуры с государственной аккредитацией, а также программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.