Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, классификация, цели и задачи (часть 1).

Дата: апрель 24, 2022 13:05
Просмотров: 1146

Ключевой принцип проведения оперативно-розыскных мероприятий состоит в соблюдении правовых основ. Данные действия находятся в зоне ответственности оперативно-розыскных подразделений и судебных органов при наличии соответствующего распоряжения руководства. Следственные федеральные действия и оперативно-розыскные мероприятия являются разными понятиями, которые не следует путать. В процессе выполнения возложенных обязанностей должностные лица рассматривают какие-либо дела, связывая между собой работу по оформлению документов и представление доказательств.

Сотрудник, который занимается оперативно-розыскными мероприятиями (ОРМ), также решает вопросы, касаемо привлечения граждан к данной работе. Специальные научно-технические средства способствуют повышению эффективности реализации задач в том случае, когда ответственное лицо обладает необходимыми навыками их использования. Принятие решений основано на условиях и основаниях проведения оперативно-розыскных мероприятий, в определенных ситуациях ограничивающих права гражданских лиц. Рассматриваемые процессы подробно разобраны в теориях оперативно-розыскной работы и криминализированной деятельности. Завершаются мероприятия анализом итогов, представляющих ценность в качестве доказательств. Заключительным этапом является подготовка соответствующей документации.

Теория и оценка с правовой точки зрения ОРМ

Исходя из актуальных законов Российской Федерации, предусмотрены стандартизированные правила и регламенты проведения оперативно-розыскных мероприятий. Для корректного применения того или иного регламента требуется заранее правильно квалифицировать действие. В криминалистике предусмотрена такая классификация ОРМ:

  • опрашивание гражданских и должностных лиц;
  • получение справочной информации;
  • сравнение неких образцов;
  • подтверждение подлинности информации путем закупки;
  • исследование полученных предметов и документации;
  • установление мониторинга некоторого объектом для того, чтобы идентифицировать личность при наличии письменного разрешения;
  • получение ордера, что позволяет сотрудникам обыскивать здания, помещения, автомобили;
  • прослушивание телефонных разговоров, мониторинг использования виртуальных ресурсов;
  • заранее спланированная поставка;
  • оперативный эксперимент.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) невозможна без реализации ОРМ. Анализ и оценка ОРД подразумевает исследование всех совершенных действий в рамках какого-либо дела. Основным критерием законности такой деятельности является соответствие работы установленным регламентам и правовым нормам, что обеспечивает ей доказательную значимость. В этот состоит главная задача оперативно-розыскных мероприятий при расследовании в области криминалистики.

Историческая справка: как формировалась система оперативно-розыскной деятельности

Со временем процедуры, включенные в оперативно-розыскную деятельность, стремительно развивались. Сначала понятие определялось, как формирование базы из прямых доказательств, преследование по «свежим следам», начальные розыскные мероприятия, применение методик полицейского исследования и других. В прошлом законы, касающиеся уголовно-процессуальной деятельности, определяли четкие границы между применяемыми мерами. Определение находило подтверждение с законодательной точки зрения, но было лишено конкретики.

В результате возникало множество конфликтов между теорией и практикой, отсутствовало общее определение для термина «необходимые ОРМ». Разведывательная и поисковая работа в большей степени формулировалась, как неотъемлемые меры ведомственных нормативных актов. Таким образом, отсутствовала возможность для доказательства законности оперативно-розыскных мероприятий. Практическое применение нормативных актов носило условный характер. Такая ситуация сохранялась до момента принятия особого закона об оперативно-розыскной деятельности.

Список оперативно-розыскных мероприятий на основе правового законодательства

Обеспечить соблюдение прав граждан и решить вопросы с раскрытием преступлений могло формирование связей между оперативно-розыскной деятельностью и следственными действиями. Некоторые страны на тот момент добились успехов в этом мероприятии. Международные правовые нормы предусматривали ресурсы для объединения рассматриваемых видов деятельности, повышения эффективности борьбы с правонарушениями на международном уровне. Через определенное время на законодательном уровне был сформулирован список оперативно-розыскных мероприятий, о чем свидетельствует Статья 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности. Тогда была представлена конкретизированная формулировка нужных мероприятий.

По мнению большинства ученых и экспертных специалистов, ОРД являлась методом, то есть способом проведения изысканий в теории. С другой стороны, более верная формулировка описывает оперативно-розыскную деятельность, как комплекс прикладных методик и процедур, используемых относительно одинакового предмета изучения (агентурные методы). В списке ОРМ отражена полноценная и правдивая информация. Как-то менять данный перечень не представляется возможным без соответствующего законного разрешения.

Согласно представленной информации, можно определить ОРМ в виде системы организационно-тактических манипуляций, проводимых в соответствии с законодательством. Ключевым направлением мероприятий служит решение вопросов, согласно правовым нормам. ОРМ присуждают статус по легенде:

  • гласный;
  • негласный;
  • зашифрованный.

Важно заметить наличие определенных причинно-следственных связей между разными оперативно-розыскными мероприятиями. Предпринятые меры в каких-то случаях являются следствием прочих ОРМ. В такой ситуации оправдано применение особых технологических ресурсов и прочих информационных технологий для обеспечения коммуникационных сетей.

Реализация ОРМ на практике

Современные технические средства способствуют повышению эффективности оперативно-розыскных мероприятий. К таковым относят АИПС, видеозапись, аудиозаписи, усовершенствованные форматы съемки и другие инструменты, которые безопасны для гражданского населения, не наносят вред окружающей среде. Самостоятельное проведение ОРМ не является обязательным требованием. Если это является необходимым, ответственные лица обладают полномочиями обращаться за содействием к экспертам и специалистам.

В числе участников оперативно-розыскных мероприятий допустимо присутствие гражданских лиц при условии их согласия в какой-либо форме. В такой ситуации их здоровью и жизни также не должно ничего угрожать. Исключается негативное влияние ОРМ на честь и достоинство граждан. Запрещены какие-либо манипуляции, ущемляющие права и законные интересы людей, затрудняющие или блокирующие работу компаний и организаций.

Ключевая задача оперативно-розыскных мероприятий состоит в поиске, получении необходимых данных, которые связаны с планированием и реализацией преступной деятельности, информации о субъектах, участвующих в подготовке или реализации незаконных действий. Этим объясняется относительная сложность механизма ОРМ. Оперативные сотрудники изучают документацию, материальные ценности, какие-либо предметы, добытые преступными способами. Фиксация результатов стандартизирована, что упрощает формулировку нужных мер, согласованных с правовой точки зрения. Выбор того или иного вида оперативно-розыскного мероприятия зависит от следующих факторов:

  • временные рамки;
  • место проведения;
  • подходящие условия;
  • вероятные препятствия.

Оценка предварительного решения специалиста, который проводил оперативно-розыскные мероприятия, в зоне ответственности руководителя соответствующего подразделения. Если это требуется, предусмотрена возможность для внесения корректировок. Кроме того, в функционал руководителя входит определение очередности мероприятий и материально-технических средств используемых при этом. После утверждения руководством решение приобретает форму особого постановления, исходя из положений которого контролируют реализацию ОРМ.

Какие формы оперативно-розыскных мероприятий ограничивают права гражданских лиц

Существуют такие формы ОРМ, которые предусматривают нарушение гражданских прав. Они применяются только в определенных ситуациях. К примеру, некоторые события несут риски возникновения серьезных последствий в виде тяжких преступлений в будущем, либо специалисты оперативно-розыскного отдела получают информацию с доказательствами подготовки неких процессов или мероприятий, создающих угрозу для экономики, политики, военную ситуацию в государстве. В этих и подобных случаях закон предусматривает допустимость проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые в какой-то части ограничивают гражданские права, предусмотренные Конституцией. Перед их реализацией требуется провести соответствующие подготовительные процедуры.

Разведывательная беседа в виде опроса граждан

Опрос граждан в рамках проведения ОРМ позволяет собрать и проверить важную информацию. При этом лицо, подвергающееся опросу, должно обладать ценными сведениями. В некоторых случаях согласие не требуется. К месту организации подобных мероприятий не предусмотрены специальные требования. В зависимости от целевого назначения и аудитории опроса ОРМ бывают гласными и негласными. Гражданин может отказаться от беседы, либо не явиться на нее, что предусмотрено гражданским правом.

Если это необходимо, специалисты применяют профессиональные приемы получения информации, чтобы решить поставленные задачи. При этом учитывают личность гражданина, сложившуюся ситуацию, навыки сотрудника. Угрозы и физическое воздействие на опрашиваемого строго запрещены. Кроме того, специалисты не могут прибегать к шантажу, причинять человеку моральные и нравственные страдания. Пренебрежение нормами закона лишает полученную информацию юридической значимости.

Гражданин в какой-либо момент в процессе беседы имеет право обозначить условия строгой анонимности, на которых передает сведения. В этом случае сотрудник, проводящий ОРМ, решает, возможно ли это. В качестве единственного исключения предусмотрена необходимость обязательного заявления о преступлениях. Подобные сведения придают гласности. Итоги опроса фиксируют в оперативно-служебной документации в виде рапортов и справок. Гражданское лицо предоставляет объяснение в письменной форме, либо поручает эту задачу другим лицам, а готовый документ подтверждает личной подписью.

У сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия в форме опроса, отсутствует обязанность разъяснять гражданам их права в этом случае. С другой стороны, в распространенных случаях упоминается положение Статьи 51 Конституции. Человек может воздержаться от объяснений, которые касаются его личности, близких родственников и членов семьи. Письменные показания опрашиваемого допустимо использовать в качестве свидетельских. Существует еще одна форма опроса с привлечением полиграфа. Это специальное оборудование, чувствительное к психофизиологическим реакциям человека, что позволяет определить ложь или правду в показаниях. Подобная процедура контролируется нормами права. Итоги такой беседы не являются доказательствами.

Правила наведения справок

Когда требуется собрать необходимую информацию, специалисты прибегают к другому виду оперативно-розыскных мероприятий под названием «наведение справок». Как и прочие разновидности ОРМ, этот способ подконтролен действующему законодательству. Причинами для наведения справок являются собственное желание оперативного аппарата, распоряжение руководства, уголовного судопроизводства. Процедура подразумевает изучение документации, имеющей отношение к делу, отправку запросов в различные ведомства и организации. Также компонентами процесса наведения справок являются компании и граждане вместе с соответствующими информационными системами.

Допустимо использование государственных и негосударственных ресурсов для наведения справок. Исключением является такая информация, доступ к которой предоставлен ограниченному кругу лиц. На этот случай предусмотрены специальные нормы действующего законодательства о тайне. Данные, которые запрещены к распространению:

  • конфиденциальная информация личного характера;
  • коммерческая тайна;
  • банковская тайна и сведения о денежных вкладах;
  • нотариальная тайна;
  • врачебная тайна;
  • журналистская тайна;
  • другая особо защищаемая законодательством информация.

Информационный оборот регулирует Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Автоматизированным банком данных является межведомственная информационная система, которая призвана гарантировать национальную и общественную безопасность Российской Федерации в миграционной сфере, права и интересы российских граждан и иностранных государств с точки зрения закона, формировать базу исчерпывающей, достоверной и актуальной информации о перемещении иностранцев.

Консультационные услуги в информационно-поисковых системах предоставляются по специальным запросам с разрешения руководства оперативной разведки. Итоги рефералов из всех источников, в том числе автоматизированных систем, формируются путем оценки и классификации данных в одном специальном документе, отчете или другом сообщении. Оригиналы и копии документации, составленной по результатам оперативно-розыскных мероприятий, стандартизированные заполненные формуляры обладают доказательной ценностью. Подтвержденную юридически информацию, источником которой являются информационные системы, допустимо использовать в уголовном деле. Правила применения AIPS детально изложены в специальном разделе по информационной безопасности в ORL.

Целевое назначение образцов, собранных в процессе ОРМ

С целью проведения сравнительного тестирования собирают образцы. Это позволяет обнаружить и извлечь предметы, материалы, документацию и прочие объекты, которые можно в дальнейшем идентифицировать и диагностировать. В результате сотрудники устанавливают связи конкретных событий с преступлением, определяют преступника, раскрывают дело. В процессе выявления и сбора проб специалисты руководствуются параметрами носителя, которые соответствуют сравнению с исходными данными. Подобные предметы включают в себя:

  • биологические, физические и другие человеческие следы;
  • транспортные, административные и составленные в произвольной форме документы, инструментарий и приспособления для реализации преступной деятельности;
  • инструменты для нейтрализации блокирующих устройств, средства для подделки товаров, устройства для хакинга, поддельные этикетки для маркировки, торговые чеки, объекты, удаленные из гражданского движения.

Образцы исследуют в неограниченном или экспериментальном форматах, исходя из характера происхождения. В первом случае объекты достаточно просто обнаружить и изъять, они утратили связь с правонарушением по каким-то причинам со временем, к примеру, рукописные тексты, продукты разного рода, материалы, сырье, подписи, марки. Экспериментальные образцы являются носителем ценных данных, имеющих доказательную ценность при расследовании определенных событий и преступных действий. Процедура по извлечению образцов предусматривает публичное освещение или производится в тайне, с применением шифрования. Секретность данного вида ОРМ объясняется рисками порчи, утраты или потери необходимых образцов до момента их сбора. Данные ограничения действуют в период проведения тестирования.

Оперативно-розыскные мероприятия в части получения образцов регулируются Статьей 202 УПК РФ. Кроме того, сотрудникам необходимо соблюдать правила и принципы криминалистики. Пренебрежение установленными нормами и законами влечет обесценивание доказательств с точки зрения юриспруденции, основанных на тестировании образцов. Предусмотрена специальная документация для эксплуатации в форме актов, где требуется зафиксировать информацию о пробах и последовательности работы с информацией в соответствии с регламентами процессуальных манипуляций. Обязательными являются следующие сведения:

  • где проводятся ОРМ, кто является инициатором;
  • перечисление участников процесса;
  • краткое описание действий, параметров образцов;
  • согласие лица на получение образца в случае его заказа;
  • данные о научно-технических средствах;
  • условия и порядок применения научно-технических ресурсов;
  • метод упаковки, номер печати.

Готовый документ заверяют личной подписью все участники проведенного оперативно-розыскного мероприятия. Уточняется, что оформление и содержание документации полностью отвечают установленной стандартной процедуре сбора образцов, записываются сведения об организации, проводящей предварительную экспертизу. В зависимости от формата, предполагается несколько экземпляров документа. По итогам опытов образец требуется вернуть законному владельцу, либо уничтожить, на что дается ссылка в акте.

Особенности проведения подтверждающих закупок

Такой вид ОРМ, как подтверждающую покупку, выделяют в отдельную категорию мероприятий. Смысл закупки состоит в подставном приобретении каких-либо материальных ценностей, объектов и услуг, заключении контракта, что позволяет выявить правонарушение, препятствовать и задерживать незаконную деятельность, а также решить другие важные задачи, к примеру, связанные с необходимостью сбора образцов. Процедура может обладать гласным или скрытым характером. Исходя из плана и тактики оперативно-розыскного мероприятия, по результатам проверки продавца или поставщика уведомляют о проведении ОРМ. Виды непосредственного контроля:

  • измерение веса;
  • уточнение параметров и характеристик объекта;
  • оценка корректности расчетов и другие.

В качестве платежных средств допустимо применять:

  • валюту;
  • ценные бумаги;
  • драгоценные камни;
  • бартер.

Подтверждающая покупка выполняется на основании приказа руководства, согласно установленным нормам и законам. Так же причиной для проведения закупки может стать заказ на какие-либо товары или услуги, запрещенные в обороте или распространяющиеся с определенными ограничениями. При этом результаты подобных действий включены в перечень мер по борьбе с незаконной торговлей на «черном» рынке. Если установлено отсутствие законных обоснований для осуществления подтверждающей покупки, приобретенная в ходе оперативно-розыскных мероприятий информация не может использоваться в качестве доказательства.

К эксплуатационным документам, предусмотренным для оформления надлежащим образом контрольной закупки, относят отчет, справки, либо акты. Действующее законодательство устанавливает строгий порядок совершения подтверждающей покупки и расчетов, требования к участникам, процедуре регистрации, контрольно-измерительным средствам, позволяющим определить объем, массу, габариты, качественные и другие необходимые характеристики объекта.

Какие технологии применяют, чтобы проводить наблюдения в процессе ОРМ

Наблюдение представляет собой отдельный вид оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, сотрудники оперативного отдела получают информацию, представляющую ценность для следствия, с помощью визуального, звукового, электронного, радиолокационного и прочих способов мониторинга, реализуемых внутри помещений, на транспорте и других местах присутствия наблюдаемого объекта. Наблюдение ведется, как правило, за гражданами, мобильными и неподвижными объектами.

Необходимость в наблюдении устанавливают специалисты на основании достоверной информации. В процессе реализации рассматриваемого вида оперативно-розыскных мероприятий объект изучают в обычной для него среде. При этом работники не вмешиваются в ситуацию. Если возникает угроза жизни и здоровья, безопасности и другие риски, деятельность прекращают, чтобы исключить неблагоприятные последствия, либо предотвратить преступление.

Применение современных технологий для проверки

Оценка тех или иных объектов и документации в формате ORL позволяет получить данные, необходимые для борьбы с преступностью и решать прочие вопросы с помощью экспертного мнения специалистов из разных областей, в том числе, науки, техники, искусства. Задачи, которые можно решить с помощью экспертизы:

  • данные о параметрах объектов, простейшей структуре веществ;
  • информация о назначении, технологических процессах, временном периоде и времени изготовления предметов;
  • сведения о способе фальсификации, контрафакции, прочих подделках;
  • свойства, которыми обладают биологические материалы;
  • информация о гражданах, их отношение к правонарушениям и преступлениям;
  • выявление фактов нарушений закона компаниями и физическими лицами.

Существует несколько видов судебных экспертиз, включая трисомику, почерк, баллистику. Экспертная оценка требуется для создания специальных условий, то есть эксперименты проводят в лабораториях ОВД и ФСБ Российской Федерации. Технологические, бухгалтерские и товарные изыскания проводят опытные профессионалы из соответствующих областей. Повысить эффективность данного типа оперативно-розыскных мероприятий можно путем привлечения наблюдателей, которые могут работать открыто, либо скрыто вести мониторинг. Использование в процессе наблюдения научно-технических средств допустимо в том случае, когда отсутствуют какие-либо противоречия правовым нормам и законам.

Подобные мероприятия требуют ответственной подготовки и планирования. При необходимости привлекают дополнительных сотрудников. Наличие свидетелей в наблюдательном процессе повышает его доказательную ценность. Если оборудование для наблюдения монтируется в помещении, то это должно быть отмечено в акте с указанием точного времени, технических характеристик и функционала. В том случае, когда с целью наблюдения применяют видео съемку и аудио записи, этот факт фиксируют в отдельной документации. Полученные в итоге ОРМ информация и данные необходимы для подготовки и планировании следственных действий, принятия тех или иных процессуальных решений.

Варианты идентификации личности

Разные формы идентификации личности в качестве одного из наиболее распространенных типов оперативно-розыскных мероприятий используют для раскрытия преступлений и в процессе опознания жертв преступников. Реализация данного способа ОРМ тесно перекликается с ранее рассмотренными оперативно-розыскными мерами. Мероприятия в виде прямой идентификации проводят в формате оперативного надзора. В процессе привлекают специалистов или граждан, которые являются свидетелями, либо потерпевшими. Началом подобной работы служит момент выявления совершенного преступления. В результате удается оперативно организовать преследование, засаду и другие действия для задержания обвиняемого.

Полицейские определяют параметры поисковых мероприятий, что в случае необходимости предварительно согласовывает следователь. Деятельность начинается в первую очередь с осмотра места, где произошло преступление. Установка и подтверждение личности являются результатом исследования объектов, документации, биологических материалов. Нередко эффективность розыскных мероприятий можно значительно повысить, обратившись за помощью к кинологу. В распространенных случаях специалистов привлекают для расследования незаконного оборота наркотиков. Судебный специалист оказывает значительную помощь в составлении портрета, который имеет несколько признаков:

  • статические, в виде отпечатков пальцев и прочих следов;
  • динамические, в том числе, удары, жестикуляция, другие черты индивидуального поведения.

Итоги идентификации личности необходимо отразить в соответствующем отчете, который составляет работник оперативного отдела. В документацию нужно включить следующие данные:

  • объяснительная, полученная от гражданского лица, связанного с проведением ОРМ;
  • справочные данные об экспертах;
  • информация об использованных сертификатов и системах;
  • сведения из оперативного поиска.

Осмотр объектов, которые связаны с оперативно-розыскной деятельностью

В практическом понимании данные мероприятия называют оперативным обзором. Данные меры в рамках ОРМ позволяют выявить и скорректировать ценную информацию. В процессе исследуют следы преступления, оружия, классы объектов, документацию, прочие СМИ. В зависимости от особенностей оперативно-розыскной деятельности определяют следующие объекты, подлежащие оперативной проверке:

  • помещения;
  • здания;
  • сооружения;
  • участки;
  • автомобили.

Объекты оперативно-розыскных мероприятий характеризуют с точки зрения национального и юридического смысла, что объясняется правовыми и административными условиями, тактикой, выбранной для реализации ОРМ. Помещения представляют собой какую-то часть объекта недвижимости жилого, коммерческого, производственного и какого-либо другого целевого назначения. Данные объекты находятся в собственности гражданских лиц или компаний. Здания являются строениями капитального типа, подразделяются на общественные и жилые архитектурные сооружения.

Под территорией понимают некий участок в определенных границах, который составляет изучаемый объект. С юридической точки зрения к данной категории относят участки, предоставленные частным лицам, фермерам и другим владельцам. В качестве примера также можно перечислить леса и водную поверхность. К группе транспорта относят автомобили, поезда, самолеты, метро, другие средства, используемые для пассажирских и грузоперевозок. Задачи, которые удается решить путем осмотра объектов:

  • выявление изменений в окружающей среде, технологических процессах, номенклатуре производимых товаров;
  • наличие прав собственности на рассматриваемые средства у компаний, организаций, граждан;
  • анализ места с предметами и документацией, представляющих интерес для следствия;
  • изъятие оружия и иных средств, с помощью которых были совершены противозаконные действия;
  • контакт с подозреваемыми и обвиняемыми, проведение обыска;
  • получение данных, свидетельствующих о совершении преступных действий и лицах, которые к этому причастны.

Исходя из определения осмотра объектов, данное мероприятие напоминает изучение места преступления, населенного пункта, жилья, прочих помещений, документации, предусмотренное Статьей 176. С другой стороны, рассматриваемые оперативно-розыскные действия не являются заменой друг другу. Оперативный осмотр предполагает использование разных научных и технических средств, с помощью которых определяют место, где расположены объекты, ситуацию, состояние таких объектов посредством съемки, записи, копирования, маркировки. Объекты следственных изысканий могут отличаться по особенностям контроля с нормативно-правовой точки зрения, обладать конкретным организационным и тактическим характером ОРД.

Осматривать жилье граждан сотрудники соответствующих органов могут только при наличии такого судебного решения. Объекты, которые не относятся к жилому фонду, разрешено исследовать без согласия суда. В том случае, когда в ходе оперативно-розыскных мероприятий предполагается общественный контроль, необходимо заручиться письменным приказом руководства исполнительного подразделения ОРД. В процессе оперативного обыска сотрудники с соответствующими полномочиями имеют право проводить осмотр внутри помещений, проникать на территории, находящиеся в частной собственности или принадлежащие юридическим лицам, согласно действующему законодательству. Кроме осмотра, целями подобных мероприятий могут быть:

  • защита жизни и здоровья гражданских лиц, обеспечение безопасности населения;
  • задержание граждан, которые подозреваются в совершении противозаконных действий;
  • препятствование правонарушениям;
  • определенные условия происшествия, предусмотренные Статьи 15.

В том случае, когда имеет место происшествие, описанное в третьей части Статьи 15 Закона о полиции, полицейские, если это необходимо, наделены полномочиями устранять блокирующие устройства, сооружения и конструкции, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ на объект. При этом сотрудники используют в работе такие средства, которые не несут вреда здоровью и жизни граждан, не унижают их честь и достоинство. Административная составляющая, а также планирование подобных оперативно-розыскных мероприятий регулируются приказом МВД №249. Разрешение руководства соответствующего подразделения является основанием для проведения общественного осмотра. Такие инструкции могут давать ограниченный круг должностных лиц, согласно ведомственному нормативному акту.

Общественная проверка и ее значение для оперативно-розыскной деятельности

Общественная проверка предполагает привлечение к оперативно-розыскным мероприятиям лиц, которые представляют конкретные компании, организации и учреждения. Роль участников в распространенных случаях исполняют эксперты из ОВД и других компетентных органов, сотрудники предприятий, имеющие специальную компетенцию в разных социальных, экономических и других направлениях. Гласный опрос представляет большую ценность и является эффективным способом повышения эффективности ОРМ. В том случае, когда работник отдела оперативной разведки обладает данными о правонарушении или уголовно наказуемом преступлении, но не имеет соответствующих ресурсов для открытия дела, требуется отправить запрос руководству в виде акта проверки УСО.

По итогам анализа материалов надзорным подразделением и доводов сотрудника публикуется приказ, который санкционирует и регламентирует необходимые оперативно-розыскные мероприятия. Перед тем, как начать экспертные действия, представители компаний или граждане должны быть ознакомлены с изданным приказом. В процессе экспертизы сотрудники привлекают компетентных специалистов, изымают документации и предметы, представляющие интерес для следствия, получают информацию о финансовом состоянии, расчетах и другие важные данные. Процедура изъятия регламентирована уголовно-процессуальным законодательством. Действия выполняют после составления протокола, копия которого предоставляется гражданину или представителю компании, в отношении которых выдвинуты обвинения. Данные, содержащиеся в протоколе:

  • место ОРМ;
  • дата и время действий;
  • сотрудник, в зоне ответственности которого осматриваемые объекты;
  • план мероприятия;
  • соответствующие выписки.

С информацией из отчетности знакомятся все лица, которые принимают участие в оперативно-розыскных действиях. Этот факт подтверждается подписями. Протокол также содержит сведения о специальных средствах, используемых сотрудниками в случае необходимости изъятия материальных объектов. С документации необходимо снять копии. Отправка аналогов документов осуществляется согласно действующим правилам. Общественный опрос также предполагает распространение материалов, которые относятся к причинам, уточненных надзорным инспектором. Электронные данные защищаются от повреждения и копируются. По итогам исследования обнаруженных предметов формируется доказательная база в виде показаний свидетелей, вещдоков, документации.