Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, классификация, цели и задачи (часть 2).
Отдельным видом оперативно-розыскных мероприятий является контроль над средствами связи в виде телеграфа, почты и прочих. Идентифицируя почтовые отправления, сотрудники получают ценные сведения, позволяющие предотвратить или раскрыть схему противозаконных действий. Распространены следующие объекты, попадающие под наблюдение и анализ:
- письма;
- телеграммы;
- посылки;
- корреспонденция.
Подобные ОРМ проводят только в случае получения соответствующего судебного разрешения. В противном случае данные оперативные действия являются прямым нарушением Конституции, которая гарантирует гражданам конфиденциальность. Кроме решения суда, предусмотрена необходимость в наличии приказа от оперативных и следственных подразделений. Контроль средств связи регламентировал в соответствии со специальными правовыми нормами и действующим законодательством. Определенные правила осуществления такого наблюдения предусмотрены в межведомственных и ведомственных актах и договорах.
Контроль средств связи невозможно осуществлять без взаимодействия с предприятиями, которые оказывают услуги в области различных коммуникаций. В случае необходимости такие компании обязаны оказать содействие работникам, выполняющим оперативно-розыскную деятельность, ориентируясь на официальные запросы. Почтовые службы в случае самостоятельного установления факта отправки запрещенных веществ и товаров, основываясь на нормах закона, своими силами останавливают отправление и препятствуют его дальнейшему движению. При этом представители компаний и служб уведомляют о происшествии соответствующие органы.
По итогам проведенного контроля над сообщениями специалисты подготавливают сертификат в сопровождении значимых носителей информации, изъятой в процессе оперативно-розыскных мероприятий. Прослушивание переговоров, которые ведутся посредством телефонной связи, также относят к ОРМ. При этом сотрудники действуют тайно, получают необходимые ресурсы для предотвращения и доказательства преступных действий, розыска и задержания злоумышленников. Данные оперативно-розыскные мероприятий предусматривают применение спецсредств и техники, осуществляются подразделениям МВД и ФСБ Российской Федерации. Некоторые формулировки правоустанавливающих документов и актов приведены неточно, что затрудняет проведение прослушивания в соответствии с законодательством.
По решению суда оперативно-розыскные мероприятия подобного характера могут быть признаны правомерными и использованы в качестве доказательной базы, когда деятельность осуществлялась без нарушений. В противном случае, полученная таким образом информация не обладает доказательной ценностью. Судебное решение не требуется при возникновении угрозы для жизни и здоровья, имущества конкретных гражданских лиц. При этом прослушивание требует получения от граждан согласия в письменной форме, а также приказа от руководства детективного подразделения. В суд при этом направляют соответствующее уведомление в течение двух дней.
Существуют отдельные виды следственной деятельности, которые предполагают контроль и фиксацию переговоров по телефону и с помощью других средств связи. Подобные действия схожи с рассматриваемыми оперативно-розыскными мероприятиями. Таким образом, добывается информация и данные, способствующие раскрытию преступления и расследованию уголовного дела. Инициатором следственных процедур является следователь, на что имеется соответствующий приказ и судебное решение. По итогам оперативно-розыскных мероприятий посредством контроля связи специалисты оформляют документацию рабочего характера, которая содержит результаты мер по прослушиванию переговоров.
Применение технических каналов связи
Получение данных с помощью технических каналов предполагает тайный контроль и выявление информации, которая передается таким образом, чтобы решить поставленные задачи оперативного поиска. Передача сведений осуществляется посредством информационных и телекоммуникационных сетей. Данная процедура напоминает прослушивание переговоров. Нормативно-правовые акты не содержат расшифровку понятия «технические каналы связи». Принято считать, что к таковым относятся электронные приборы и прочие устройства, позволяющие собирать, обрабатывать, хранить и распространять информацию. Примерами являются персональные компьютеров, ноутбуки, смартфоны, факсимильные сети, информационные системные комплексы.
Начало подобных мероприятий определяется решением соответствующих специальных служб. Причиной, по которой проводится контроль технических средств связи, может быть угроза государственной безопасности, военной инфраструктуре, населению, экономике, экологии, а также необходимость в получении ценных доказательных сведений для раскрытия уголовного дела, данных, которые позволят предотвратить преступление. Распоряжение должно быть мотивированным со стороны подразделения исполнительной власти. В определенных ситуациях разрешено проводить подобные оперативно-розыскные мероприятия по согласованию в руководством оперативных органов, подкрепленному судебным решением. Правило действует в течение двух дней после вынесения заключения судом.
В каком порядке реализуют, а также как организуют контроль над техническими средствами связи, описано в нормативных актах, изданных департаментами. Итоги проведения подобных оперативно-розыскных мероприятий оформляют в виде служебной документации, к которой прикладывают информационные носители. В дальнейшем полученные сведения используют для решения вопросов, связанных с оперативно-розыскной деятельностью и расследованиями. Оперативная реализация (ОРЗ) включает в себя шифрованные сведения о криминальной среде, работниках оперативных органов, граждан, оказывающих им помощь конфиденциально, позволяющие решить какие-либо юридические задачи.
Смысл подобных тактических способов реализации организации состоит в налаживании связей между сотрудниками, которые отказываются предоставлять информацию, и лицами, которые подозреваются в преступной деятельности. В распространенных случаях мероприятия осуществляются тайно. Роль субъектов оперативных мероприятий играют разные преступные группировки. Функционирование подобных объединений подразумевает совершение общих уголовно наказуемых преступлений, планирование и реализацию правонарушений в сфере экономики и налогообложения.
Сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность внедряются в преступные формирования, устанавливают контакты, анализируют механизмы незаконной деятельности изнутри, пользуются доверием участников группировки. Подобные мероприятия нуждаются в качественной подготовке и грамотном планировании. В процессе оперативной работы создаются благоприятные условия для внедрения в преступное объединение, выявления статуса конфиденциального информационного источника, создания безопасной обстановки для выхода из криминальной среды, исключая или уменьшая негативные последствия. По итогам ОРМ оформляется разная документация, к примеру, показания свидетелей и жертв преступной деятельности, материалы дела и другие документы, представляющие доказательную ценность.
Как организуют контролируемые поставки
Контролируемые поставки являются видом ОРМ. В процессе специалисты осуществляют мониторинг за движением материальных объектов таких, как предметы, оружие, средства для совершения преступных действий. Как правило, оборот подобных объектов запрещен, либо ограничен. Кроме соответствующих правовых норм и законов, основанием для ведения подобной оперативно-розыскной деятельности является информация о планировании или совершения с их помощью преступлений. Поставки контролируют внутри государства. При этом формируется административная база и тактики, учитывающие рыночные механизмы и товарооборот в России, что серьезно усложняет документирование контролируемой незаконной деятельности.
В качестве похищенных предметов могут быть не только конкретные материальные ценности. Встречаются практические примеры кражи крупных партий товаров, контейнеров, транспортных средств. Контролируемые поставки подразумевают мониторинг маршрутов доставки разными видами транспорта. В результате сотрудникам удается установить причины кражи или угона, а также конкретизировать уязвимые этапы отправления. В процессе выявляются преступники, организующие незаконную деятельность и соучастники преступлений. Такие оперативно-розыскные мероприятия актуальны в настоящее время, что объясняется необходимостью в установлении контроля над денежными и материальными ресурсами, предназначенными для осуществления каких-либо проектов.
К проведению ОРМ допустимо привлекать экспертов и специалистов из разных профессиональных областей. В зависимости от целей и задач сотрудники вправе использовать эффективные в той или иной ситуации технические средства контроля. Мероприятия проводят на основании правовых норм и законов. Кроме того, предусмотрено разрешение руководства детективно-оперативного подразделения. Упростить наблюдение позволяет специальная маркировка предметов и материалов, передвижение которых требуется отследить. Таким образом, сотрудники, ответственные за оперативно-розыскные мероприятия, получают сведения о местонахождении ценностей, идентифицируют преступников.
Контролируемые поставки повышают эффективность борьбы с оборотом и распространением наркотических и психотропных веществ, а также оборудования, необходимого для производства и контрабанды наркотиков. По итогам оперативно-розыскных мероприятий работники формируют отчетность. Существуют процедуры подготовки документов для мероприятий, осуществляемых публично или с привлечением гражданских лиц. Результаты контролируемых поставок позволяют приступить к следующим этапам процесса, например, проведению опроса лиц, участвовавших в оперативно-розыскных мероприятиях.
Экспериментальная часть современных оперативно-розыскных мероприятий
Эксплуатационным экспериментом называют такие оперативно-розыскные мероприятия, которые реализуют с помощью формирования управляемой ситуации гласно или секретно, чтобы обнаружить и привлечь к ответственности лица, участвующие в преступной деятельности. С точки зрения юриспруденции, организации и тактики данный вид ОРМ представляет собой комплекс опытных мер, состоящий из элементов, решений и совокупности применяемых средств. Особый характер мероприятий объясняет применение к нему специальных правовых норм и специфические условия реализации.
Результаты эксперимента позволяют получить исчерпывающую информацию о преступлениях разной степени тяжести, а также способствуют предотвращению и ликвидации подобных незаконных действий. Законным основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий является указ руководства подразделения, специализирующегося на оперативно-розыскной деятельности, составленный в письменном виде. Контроль процедуры осуществляют согласно актуальным правовым регламентам.
Тайные эксперименты распространены в ОРД. Целевым назначением мероприятия является проверка лица, которое обладает информацией, подготавливает или осуществляет преступные действия. Поведение такого гражданина нуждается в особом контроле при реализации оперативно-розыскных мероприятий. Ситуация остается тайной для лиц, представляющих оперативный интерес. Эксперимент заключается в формировании секретной ситуации во внешней среде, которая контролируется и управляется. Опыт демонстрирует осознанный выбор подозреваемого, состоящий в совершении или отказе от преступных действий.
Способы взаимодействия отличаются в зависимости от обстоятельств. Моделирование предполагает, к примеру, некое воздействие на инспекции, специализирующиеся на сбыте краденых ценностей, путем предоставления клиентам зарплаты. Если оперативно-розыскные мероприятия осуществляют с целью борьбы с оборотом наркотиков, эксперимент допускает применение наркотических и психотропных веществ, что позволяет смоделировать незаконную деятельность. Оперативный опыт предполагает исследование не только свершившихся фактов, но и событий, которые связаны с разными правонарушениями, типичными их обстоятельствами.
Заключительная стадия эксперимента учитывает отличия в действиях лиц, совершающих преступления, при одинаковых условиях. Такие лица, как правило, стараются максимально контролировать ситуацию, когда требуется украсть ценные вещи угнать транспортное средство, обмануть интернет-пользователей и реализовать другие преступления. Можно выделить следующие характеристики операционного эксперимента:
- сведения о преступлении, совершенном или запланированном;
- наличие необходимых ресурсов для воссоздания преступных действий и ситуаций;
- выдача искусственно воспроизведенных условий за естественные, не вызывающие подозрения у лиц, представляющих оперативный интерес;
- контроль над ходом эксперимента, управление его механизмами;
- способность сотрудников прекратить опыт при необходимости.
Перед экспериментом в распространенных случаях необходимо провести предварительное расследование. Таким образом, сотрудники, ответственные за оперативно-розыскные мероприятия, доказывают вероятность подготовки преступления. Это является значимым дополнением к свидетельским показаниям. Основанием для начала ОРМ является приказ руководства. Результаты оформляют в виде отчетности. В докладе требуется изложить оперативные действия, назвать участников, описать предпринятые меры, перечислить используемые научно-технические средства. В результате полученная таким образом информация позволяет проверить, уточнить, опровергнуть доводы следствия, относительно участия подозреваемого в преступной деятельности, что, в свою очередь, упрощает процесс подготовки дела для следствия и судебного разбирательства.