Основные сведения о риторике

Дата: апрель 25, 2022 13:05
Просмотров: 1111

Статья знакомит с историей зарождения риторики, ее развитием как науки. Подробно рассмотрен классический риторический канон как инструкция для подготовки к публичному выступлению, а также различные средства выразительности речи, помогающие сделать ее воздействие на слушателей наиболее эффективным.

Исторические сведения о риторике

Каждому человеку начиная со школы приходится сталкиваться с необходимостью публичных выступлений. Вряд ли кто-то будет спорить, что успешная защита дипломной работы перед аттестационной комиссией во многом зависит от того, насколько грамотной и красноречивой была речь выпускника.

Без умения публично выступать, толково доносить свои мысли до аудитории немыслимо ведение деловых переговоров в современном обществе. Еще с древних времен то, насколько человек образован, определяли по его умению красноречиво, ясно и убедительно произносить речь.

Древнеримский политический деятель, ученый, философ и непревзойденный оратор Цицерон Марк Туллий считается величайшим из Римских ораторов в истории. По его мнению, оратором можно признать лишь того, кто способен подойти к изложению любого вопроса уверенно, со всем знанием дела, искусно выстраивать стройную речь и при этом быть исполненным достоинства.

Слово «оратор» произошло от латинского orare, что означает «говорящий». И хотя далеко не каждого выступающего публично можно назвать оратором, но все мы являемся говорящими, и все должны уметь изъясняться понятным и доступным собеседнику образом.

Каждый, кому приходится публично выступать, должен целенаправленно подготовиться к этому, чтобы произнести свою речь самым лучшим образом.

Риторика является той самой наукой, с помощью которой можно научиться искусству публичных выступлений.

Древнегреческий философ Аристотель первым дал определение этому понятию. На тему риторики он написал целый трактат с одноименным названием. В этом трактате Аристотель утверждал, что риторика в первую очередь является умением находить способы убедить аудиторию в своем мнении относительно любого предмета.

С подобным взглядом на риторику как науку об эффективном воздействии речи на слушателей были согласны и другие древнегреческие риторы и учителя риторики. Среди них можно назвать Платона, Сократа, Горгия Леонтийского, Демосфена. Немного позднее к аналогичным взглядам пришел и Цицерон.

Что изучает риторика

Если рассматривать риторику в качестве науки, то основным ее предназначением является изучение законов и правил построения и произнесения речи в различных условиях с учетом конкретного жанра коммуникации.

Говоря о риторике как об искусстве, имеют в виду процесс оттачивания мастерства выступления на публике, улучшения речевых способностей.

Риторика как учебный предмет помогает учащимся освоить разумное и грамотное выражение собственных мыслей с целью эффективного воздействия на аудиторию.

Любая образовательная система имеет целью воспитать человека ясно мыслящего, грамотно пишущего, красиво говорящего. Поэтому студентам, изучающим риторику, необходимо:

  • научиться логичному мышлению;
  • освоить навыки аргументированной речи, чтобы воздействовать на слушателей наиболее эффективно;
  • уверенно владеть словесностью как в письменном, так и устном виде.

В формировании этих умений и состоит основная задача данной учебной дисциплины.

Классические правила риторики

Для качественного публичного выступления одинаково важными являются две составляющие:

  1. Подготовка речи для выступления.
  2. Произнесение самой речи.

Обе части требуют от оратора умственного, психического, интеллектуального напряжения. Каждого выступающего на публике волнуют вопросы:

  • какие действия предпринять, чтобы выступления было успешным;
  • как сделать их целесообразными, разумно обоснованными;
  • в какой последовательности их использовать?

Ответы на подобные вопросы интересовали еще древних риторов. С этой целью они занялись исследованием процесса превращения мысли в слово и составили список правил, следуя которым можно сделать данный процесс наиболее эффективным.

Поскольку риторика развивалась в своем классическом варианте в период античности, то эти правила получили свое название от древнегреческого слова κανών (канон), что дословно означало «линейка, эталон, правило». Полностью они назывались «Классическим риторическим каноном».

Согласно данному канону весь процесс разбивался на пять последовательных этапов. Каждый из них имел свое особенное значение для достижения оратором поставленной цели.

  1. Первый этап носит название инвенция (от латинского слова invention, означающего «изобретение»). На данном этапе нужно придумать (изобрести) содержание своей будущей речи. Он предусматривает составление общего плана оратором после тщательного обдумывания предмета речи. При подготовке выступления необходимо отобрать и систематизировать материалы, выбрать способы аргументации, сделать акцент на наиболее важных моментах.
  2. Второй этап называется диспозиция (от латинского слова dispositio, означающего «расположение»). Он подразумевает расположение того, что было придумано на предыдущем этапе, в определенном порядке. То есть требуется упорядочить свои мысли, передаваемые через речь, составить уточненный план, продумать, с чего начать и чем закончить выступление.
  3. Третий этап называют элокуцией(от латинского слова elocutio, означающего «красноречие»). Его задача — адаптировать письменную речь к устному виду. Оратору следует проверить, какими словами и предложениями он выражает свои мысли, насколько красиво они звучат при их произношении вслух. Необходимо убедиться, что:
    • все языковые единицы употреблены правильно;
    • они уместны в данном контексте;
    • не возникает их двусмысленного толкования.

Также надо позаботиться об украшении речи, используя языковые средства выразительности (речь идет о фигурах и тропах).

  1. Четвертый этап именуют меморио (от латинского слова memorio, означающего «воспоминание»). Он служит для запоминания речи и подготовки ее к декламации. Оратору следует выучить текст, используя различные приемы для ее последующего воспоминания, отрепетировать свое выступление.
  2. Пятому этапу дали название акцио (от латинского слова actio, означающего «действие»). Оно означает непосредственно само действие — то есть произнесение подготовленной речи.

На последнем этапе оратор выступает в некотором роде в амплуа актера — он должен обыграть свою речь самым выигрышным образом, используя для этого артистические приемы (телодвижения, жесты, мимику). Его задача — установить контакт со слушателями и не терять его до конца выступления.

Иногда можно встретить сравнение классического риторического канона с подъемом по лестнице. Это достаточно точное сопоставление, если учесть, что этапы канона — это в некотором смысле ступени восходящего пути, который необходимо преодолеть каждому оратору для подготовки и декламирования речи.

Античные ораторы подарили всему человечеству отличный инструмент в виде классического риторического канона. С его помощью любой человек может разработать свою речь самым эффективным образом. А весь процесс подготовки будет максимально рациональным и продуктивным.

Риторические средства выразительности

Целью риторики является оказание эмоционального и интеллектуального воздействия на людей. В этом плане выразительность речи можно считать важнейшим свойством коммуникации. Выразительная речь способна на уровне риторики обеспечить действенность высказывания, влиять на умы людей и их дальнейшие поступки, принятие решений.

Убедить слушателей помогают выразительные средства, создающие в сознании аудитории яркую картину. Такие средства нередко называют «цветами красноречия». Благодаря им оратору удается закрепить в сознании слушателей связанную с ними информацию через яркие образы, с которыми она ассоциируется. С их помощью оратор создает благодатную почву для последующего убеждения слушателей.

Таким средствами речевой выразительности являются:

  • фигуры — способы конструирования предложений и высказываний (например: повторы слов, их умышленные пропуски или перестановка местами, избегание стандартов в отношении расположения слов и выражений);
  • тропы — слова или другие конструкции, употребляемые в переносном смысле.

В случае использования тропов их смысловая нагрузка придумывается самим оратором. Тропам присущи оригинальность, изобретательность, необычность, так как они сильно расходятся с общепринятым смыслом употребляемых слов. Для них свойственен перенос смысла на основе некоторого сходства — например, по качественным или количественным характеристикам.

Отличие между фигурами и тропами в том, что в первом случае нестандартное употребление касается целого выражения, предложения или группы слов. Во втором случае в переносном смысле употребляется, как правило, только одно слово или словосочетание.

Самым распространенным средством выразительности среди тропов считается метафора. Для нее характерен перенос смысла с одного слова на другое, основанный на сходстве признаков для данной реальной ситуации. Популярность метафор в ораторском искусстве связана с их эффективностью и долговременным воздействием. Она способствует созданию емкого образа, основанного на необычных, ярких, порою очень смелых ассоциациях. Речевые метафоры используют в большинстве устных жанров, призванных оказывать воздействие на слушательские эмоции и их воображение.

Метафоры могут строиться на аналогиях:

  • с боевыми искусствами («обращать в бегство», «нанести решающий удар», «проиграть битву»);
  • с играми («делать ход», «ставить на кон», «приберечь козыри», «выиграть партию», «игра в поддавки»);
  • со спортивными состязаниями («перетягивание каната», «обогнать соперников», «прийти к финишу первым», «уложить на обе лопатки»);
  • с охотой («попасть в западню», «навести на ложный след», «убить двух зайцев»).

Очень часто метафоры употребляют в своих выступлениях политики. Говоря об отказе от участия в том или ином мероприятии, они могут заявить: «В этом цирковом представлении мы участвовать не собираемся».

Метафоры могут быть представлены несколькими разновидностями:

  • олицетворение — когда неодушевленный предмет наделяется признаками и свойствами живого («ночевала тучка золотая на руди утеса великана»);
  • символ — обобщение сущности какого-либо явления или предмета (так, «Икар» является нарицательным именем человека способного летать подобно птице);
  • сравнение — применяется для уподобления одного предмета или понятия второму в случае их сходства по какому-либо признаку («луна, как бледное пятно...», «я волком бы выгрыз бюрократизм»). Характерным признаком является использование сравнительных союзов (как, словно, будто, точно). В некоторых случаях они отсутствуют, но подразумеваются — «я словно волк выгрыз бы бюрократизм»;
  • гипербола — преувеличение каких-либо свойств или качеств предмета, его размеров, характеристик с целью получения более впечатляющего образа («это будет событие космических масштабов»);
  • литота — метафорический троп, противоположный по смыслу гиперболе (т. е. преуменьшение), применяется с целью заострить внимание на незначительных размерах кого-либо или чего-либо («мужичок с ноготок», «от горшка два вершка»).

Помимо метафор существуют и другие средства выразительности.

Эпитет является образным определением (как часть речи это может быть не только прилагательное, но и наречие, существительное в виде приложения), которое выражено в переносном (близком по какому-либо качеству) значении. Примеры: «богатырское здоровье», «буйная головушка», «горячо спорить», «горькая доля», «ветер-бродяга», «огненные волосы», «сверлящий взгляд» и т. д.

Все вышеперечисленные приемы относились к тропам. Ниже рассмотрим фигуры как способы речевой выразительности.

Анафора — один из ораторских приемов, заключающийся в умышленном повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, ритмических и речевых конструкций в начале фраз. В результате такого приема усиливается экспрессивность речи.

Параллелизм — прием дублирования синтаксического построения в стоящих друг за другом предложениях или иных отрезках речи. Этот прием производит впечатляющее воздействие на собеседника за счет существенного усиления выразительности. Хорошо раскрывает этот пример Виктор Гюго: «Кто видел нищету мужчины, тот ничего не видел — надо видеть нищету женщины; кто видел нищету женщины, тот тоже ничего не видел — надо видеть нищету ребенка». Здесь параллелизм идет рука об руку с анафорой.

Период — относится к фигурам речи, является наиболее важной и популярной среди них. Это высказывание, структура которого организована в виде определенного ритма (периода). Представляет собой восходящую и нисходящую одинаковые по размеру части. В результате высказывание становится легким и изящным по форме, что сделало его часто используемым приемом в выступлениях ораторов, а также распространенным в публицистической речи.

Антитеза — прием противопоставления понятий, мыслей, образов, также помогающий усилить выразительность. Примеры: «Тише едешь, дальше будешь», «Ученье — свет, неученье — тьма».

Градация — прием расстановки слов в предложении в порядке нарастания (климакс) или, наоборот, ослабления (антиклимакс) их эмоционального накала и смысловой нагрузки. Чаще всего для создания нужного эффекта используют три или четыре слова. Примеры градации можно найти в творчестве Маяковского. Вот один из них (нисходящая градация): «Взорвали, взрыли, смыли, смели».

Оксюморон — в художественной речи является стилистической фигурой. Сочетает противоположные по смыслу понятия и определения, которые логически друг друга исключают. В результате такого соединения рождается новое смысловое качество. Примерами оксюморона являются:

  • кричащая тишина;
  • правдивая ложь;
  • сладкая боль;
  • горькая радость;
  • искренний лжец.

Эллипсис — прием, при котором отдельные элементы высказывания пропущены. Как правило, их несложно восстановить из контекста или применительно к конкретной ситуации. Используется для придания выражению сжатости, динамичности, живости, иногда — напряженности:

  • «Я за свечку, свечка — в печку» (К. Чуковский).
  • «Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги» (В. Жуковский).
  • «Офицер — из пистолета, Теркин — в мягкое штыком» (А. Твардовский).

Риторический вопрос — тот, который не требует ответа: «А судьи — кто?». Обычно предполагает однозначный, само собой разумеющийся ответ. Может выражать определенное чувство (возмущение, удивление, восторг): «Где это слыхано?», «Да ты ли это?», «Мог ли человек в то время представить, что он полетит в космос?» С помощью риторического вопроса целесообразно завершать свое рассуждение, перечисление основных фактов и доводов («Вы согласны со мной, что…?»)