Осуществление диагностики личности методом опросников
Статья объясняет, почему сложно дать трактовку понятия «личность», рассказывает какие существуют проблемы в области диагностики личности. Далее приводится объяснение методики анализа личности через личностные опросники, а также дана ссылка на источник, где можно самостоятельно пройти подобное тестирование.
Проблематика трактовки термина «личность»
Чтобы приступить к рассмотрению вопроса диагностики личности, надо ясно понимать и представлять само понятие «личность». Для науки психологии явление личности является основным объектом изучения. При этом самой трудной частью данного направления является проблематика трактовки термина. Достаточно сложно дать четкую, беспристрастную, точную характеристику такого многогранного понятия, каким является личность человека.
По утверждению доктора психологических наук из США Сальватора Мадди, личность является настолько всеобъемлющим феноменом, что очень сложно дать ему однозначную характеристику.
Большинство социальных наук также уделяют изучению личности пристальное внимание. Среди них можно назвать:
- социологию;
- этику;
- историю;
- этнографию;
- культурологию;
- философию.
Поэтому определение личности основывается на совершенно разных точках мировоззрения. Соответственно, существует и множество определений для психологической теории личности.
Наука психология располагает большим количеством самых различных теорий о категориях личности. В течение многих лет проводились фундаментальные исследования в этом направлении, благодаря которым собрана обширная база данных. К сожалению, из-за огромного разнообразия существует некоторая нестыковка между имеющимся теоретическим материалом и интерпретацией конкретных фактов. Поэтому существующие теории признаны несостоятельными, и нет реальной возможности однозначно определить истину.
Несмотря на большое количество теорий психодиагностики, они не в состоянии предъявить полноценные сведения и факты. Каждая из теорий является односторонней, рассматривая проблему лишь в одной из плоскостей. По этой причине на данный момент не представляется возможным представить однозначное определение концепции личности и ее компонентов.
Все вышесказанное непосредственно относится к проблематике трактовки определения личности, так как приступать к использованию инструментов диагностики нет смысла, пока не будет однозначно решен вопрос о теоретическом обосновании данного понятия.
Диагностика личности и ее проблематика
Обсуждая каждую методику диагностики личности и их психометрические характеристики отдельно от остальных методик, следует учитывать, что тенденция анализировать личность, полагаясь исключительно на результаты измерений, может оказаться не только профессиональной, но и в некоторой степени опасной.
Поскольку, как мы выяснили выше, категории личности до сих пор остаются до конца не изученными (а это в свою очередь ведет к невозможности дать понятию «личность» точное определение), диагностика в своем первоначальном варианте рассматривала протекание психических процессов через призму индивидуальных особенностей конкретных личностей.
Об этом упоминали, работая над методами изучения личности, основатель дифференциальной психологии и психометрики англичанин Фрэнсис Гальтон и американский психолог Эдвард Ли Торндайк.
Советские и российские психологи в качестве базиса для рассмотрения личности человека брали его взаимоотношения с обществом, возникающие в процессе его разнообразной деятельности. С их точки зрения, структура личности и ее составляющие формируются всей совокупностью данных взаимоотношений. Для нее характерны следующие свойства: навыки, установки, стремления, мотивы и прочее.
Несмотря на то, что в общественных отношениях отсутствует однозначная трактовка понятия «личность», сама она ни в коей мере не является обезличенной. Личность не просто присутствует в системе взаимоотношений с обществом, но и активно участвует в них самым непосредственным образом. Наряду с формированием личности развиваются и психические феномены человека.
Отечественные психологи давали определение личности как системному качеству, характеризующему индивида, включенного в структуру общественных отношений.
Данное системное качество способно образовываться:
- в процессе деятельности, направленной на предметы материальной и духовной культуры;
- в выстраивании взаимоотношений с окружающими людьми, с которыми индивиду приходится контактировать.
Личность может проявляться самыми различными способами и в самых разных вещах, через ситуации в обычной жизни, возникающие в процессе ее жизнедеятельности.
Современная психологическая наука занимается определением концепции личности и ее анализом с помощью опросников и проективных методик как методов диагностики личности. Оба эти направления имеют характерные особенности, присущие только им возможности и ограничения. Следует четко представлять себе эти особенности методов диагностики личности, чтобы хорошо ориентироваться в данной сфере.
О методиках анализа личности через опросники
Психологами разработаны в большом количестве методические средства, помогающие распознать разнообразные характеристики личности, формы ее проявления, а также провести их анализ. Эти методические средства называются личностными опросниками.
Личностные опросники основаны на способности человека к самоанализу, на его умении анализировать пережитый опыт. Их иногда называют самоотчетами, имеющими формат в виде вопроса и ответа.
Получение достоверных результатов по самоотчетам — дело достаточно трудоемкое, ведь любая из сфер психики способна проявляться с разных сторон. Ответ на один вопрос по каждой сфере не дает достаточной информации для психолога. Чтобы получить достоверную характеристику, нужна целая группа вопросов, называемая шкалой. Таких шкал в личностном опроснике может быть несколько. Часто используют опросники по 16-ти различным факторам. В сумме количество вопросов может достигать от 30 до более чем 200. Оценка в этом случае называется многофакторной анкетой.
Существует множество различных тестов, классифицируемым по разным видам и типам. При их конструировании используемые подходы группируются, объединяются и выражаются разнообразными способами.
По форме опросники бывают индивидуальные и групповые; в письменном, компьютерном или бланковом формате.
В зависимости от характера ответов они делятся на:
- открытые (ответы даются в свободной форме);
- закрытые (необходимо выбрать один из указанных вариантов ответа).
Ответы на открытые опросники ничем не ограничены, кроме как рамками самого вопроса. В дальнейшем, при обработке ответов, они подвергаются формализации путем отнесения развернутого ответа к одной из стандартных категорий. Преимущества открытых вопросников — получение более достоверной информации; возможность провести качественный анализ ответов.
Из недостатков можно назвать: сложность процедур формализации ответов и интерпретации результатов; большая трата времени.
В личностных закрытых опросниках не бывает «верных» или «неверных» ответов. Обычно требуется определить свое отношение (характеризующее степень согласия или несогласия) к предложенному высказыванию (например: всегда, часто, затрудняюсь ответить, иногда, никогда). Закрытые опросники хорошо себя показали при проведении массовых опросов, так как они формализованы и позволяют легко обработать полученные данные. Однако зачастую испытуемые не могут сделать выбор между предложенными вариантами, не находя среди них подходящего.
По содержанию тесты и личностные опросники классифицируют в зависимости от цели исследования, которая может быть направлена на:
- черты личности;
- типологию;
- личностные установки;
- ценности личности;
- интересы личности;
- личностную мотивацию.
В качестве примера личностного опросника можно привести самоактуализационный тест САТ, разработанный на кафедре социальной психологии МГУ в 1981 — 1984 годах под руководством Леонида Яковлевича Гозмана. Он был создан в результате адаптации и перевода на русский язык теста самоактуализации Шострома, но в процессе был настолько изменен авторами, что по сути они создали оригинальный инструмент диагностики личности.
Ключевой исследуемой категорией данного теста (САТ) является самоактуализация личности, рассматриваемая в качестве обобщенного портрета его психического здоровья.
САТ предлагает ответить на 126 вопросов, которые характеризуют человека через его отношение к самому себе, другим людям и миру в целом. Каждый вопрос состоит из двух отличных друг от друга суждений, имеющих либо поведенческий, либо ценностный характер.
Испытуемому необходимо выбрать тот вариант, который ему ближе — то есть соответствует привычному для него способу поведения либо согласуется с его представлениями в большей степени, чем предложенный альтернативный вариант.
Желающим предлагаем пройти самоактуализационный тест САТ самостоятельно.