Позитивистский плюрализм в социологии по М. М. Ковалевскому.
Максим Максимович Ковалевский (годы жизни 1851 – 1916 гг.) посвятил свою профессиональную деятельность изучению следующих дисциплин:
- социология;
- правоведение;
- экономика;
- история;
- этнография;
- антропология;
- политика.
Ковалевского по праву считают представителем течения «классического позитивизма» в нашей стране. По мнению авторитетного социолога из Франции Р. Вормса, ученому удалось соединить два разных мира, то есть Восток и Запад. Сложно переоценить вклад Максима Максимовича в развитие отечественной социологии, как самостоятельной предметной области знаний, и формирование механизмов институализации данного направления в российской науке.
Большое значение исследования ученого имели для открытия кафедры социологии в 1908 году в рамках Психоневрологического института. Аналогичное учебное отделение было создано в 1912 году в Историческом обществе Петербургского университета. Благодаря трудам Ковалевского, в период с 1910 по 1913 гг. был опубликован сборник из пяти томов первоисточников исследования «Родоначальники позитивизма». С 1913 по 1914 гг. состоялся запуск другого сборника под названием «Новые идеи в социологии».
Научные взгляды М. М. Ковалевского на социологию
М. М. Ковалевский в своих социологических исследованиях опирался на течение позитивизма О. Конта, взгляды К. Маркса и Г. Спенсера. В процессе рассмотрения эволюционной теории Г. Спенсера и экономических учений К. Маркса ученый воспринимал их, как проводники в своей научной деятельности. В результате Максим Максимович принял за основу позитивистские методы изысканий и счел для себя интересным изучение экономики.
Под влиянием контовского позитивизма исследователь определял науку социологию, как самодостаточную и не уступающую по важности другим направлениям естествознания дисциплину. Смысл заключался в том, что недавно созданная наука проходит первые этапы на пути к развитию и трансформации в полноценную предметную область знаний, благодаря формулировке и представлении собственных научных закономерностей.
Позиция М. М. Ковалевского основана на наличии у социологии некой специфики, выражающейся в виде определения целостных и развернутых положений, характеризующих принципы общественного устройства. Этим объясняется конкурентное преимущество социологического знания перед остальными общественными дисциплинами, в том числе, экономикой, юриспруденцией и историей. Ученый выражал солидарность с О. Контом в части отличий статики от динамики с социальной точки зрения. На взгляды М.М. Ковалевского повлияло научное позиционирование социологии по Г. Спенсеру. В результате социолог предложил выделить третий раздел в предметной области социологических знаний, основанной на позитивизме.
Данный социологический раздел, по мнению автора, следовало бы именовать социологией генетики. Понятие особенностей и механизмов взаимодействия социологии с другими предметными областями, согласно взглядам М. М. Ковалевского, отличалось от общепринятого. К примеру, по утверждению социолога определенные дисциплины обладают достоверной информацией, которая способствует развитию социологии. С другой стороны, рассматриваемые материалы должны содержать неодинаковые эмпирические обобщения, в основе которых единые концепции развития и существования, что играет роль объекта для социологического исследования.
Основываясь на взглядах ученого, можно заключить, что социология представляет собой источник единой концепции, согласно которой меняются и развиваются научные направления обществознания. В рамках социологической дисциплины синтезируются итоги и достижения этих наук, что в будущем позволит систематизировать полученные за все время исследований знания. Таким образом, социология, играя роль позитивной дисциплины, призвана решить следующие задачи:
- Формирование структуры и порядка в разных теоретических знаниях, объединенных в общую систему, параллельный синтез научных изысканий в общественной сфере.
- Формулировка и представление единых принципов и закономерностей, согласно которым функционирует общество, образование взаимосвязи между разными аспектами общественной жизни.
- Исследование коллективных форматов сознания социальной общности в контексте их эволюции и организации.
- Выявление фаз эволюции в социальной среде и содержания прогресса общества.
М. М. Ковалевский придерживался мнения о необходимости объединения разных социологических направлений и поддержки имеющихся учений путем выявления в них позитивных факторов. Социолог активно демонстрировал свое критичное отношение к течениям в социологии, претендующим на звание единственно верных и монополию. Ученый считал наиболее целесообразным синтезировать разные методы и подходы при исследовании социологических явлений и процессов. Вместе с тем для него были неприемлемы доводы в пользу невозможности познания закономерностей общественного развития, попытки объяснить данные механизмы с точки зрения мистики и теологии.
При анализе взглядов социолога можно отметить активную поддержку социологического эклектизма и одобрение тенденции плюрализма в социологическом учении, когда в результате исследовательской работы выявляют несколько вероятных предпосылок к развитию общества. По этой причине более поздние труды ученого содержат опровержение ранее изданных, в которых социолог формулировал идеи о возможности применения монистического подхода, основанного на факторе эволюции народных форм хозяйства в виде лишь демографических характеристик, определяющих плотность населения и повышение численности.
Максим Максимович пришел в результате собственных исследований и размышлений к выводу об отсутствии возможности свести исторические процессы и явления к формуле с одной неизвестной переменной. Взгляды исследователя отражали необходимость изучения одномоментных и параллельных форм действия и противодействия разнообразных факторов с учетом стремления изучить объект со всех сторон. Призыв к социологам заключался в побуждении к отказу от выявления достоверных причин. Эту работу следовало бы заменить исследованием форм, в которых происходит взаимное воздействие и влияние друг на друга множества факторов. Ученый убеждал в том, что необходимо отказаться вовсе от такой категории, как фактор, так как в позитивной социологии есть место лишь для фактов.
Ученый сформулировал предложение по выделению в качестве ключевого сравнительно-исторический способ проведения научных изысканий в сфере социологии. До публикаций Ковалевского по поводу методики социологических исследований его западные коллеги применяли сравнительно-исторический способ изучения, как упрощенное сопоставление пары или более развивающихся обществ. В результате можно было обнаружить некие схожие черты. Русский социолог обесценивал факт случайного различия или идентичности по причине его недостаточности для того, чтобы сформулировать научное заключение. Сравнительные формы, ограниченные, например, лишь «римско-католическими» формами устройства мира из трудов О. Конта, социолог счет неполноценными. К примеру, не представляется возможным исключить развитие стран Востока при рассмотрении становления «славянского мира».
Вместе с тем негативный характер и низкую эффективность несет механическое сравнение, не учитывающее обобщенные заключения о формах исследованного общественного паттерна. Ученый считал, что суть сравнительно-исторического способа проведения социологических исследований состоит в параллельной реализации научных изысканий, направленных на рассмотрение развития общества у древних и современных народов. В результате складывается единая формула поступательных движений общественных форм жизни. Исследовательский процесс предполагает сопоставление похожих или однотипных фактов социума при достижении аналогичных уровней собственного развития изучаемыми обществами.
При изучении социологических явлений можно лишь установить некие факты. Однако этого не достаточно, для полноценного исследования. Социологу также необходимо определить взаимосвязи между процессами с учетом совокупности условий, созданных для реализации какой-либо фазы развития общества. Явления, как объекты проведения научных изысканий, следует зафиксировать относительно определенного исторического периода эволюции. Таким образом, с помощью объединения исторического подхода и принципов сопоставления представляется возможным представить формулировку заключений, выражающих сходство между явлениями и паттернами, наряду с воспроизведением трендов и стабильных моментов в развитии конкретных социальных процессов, явлений и институтов.
При работе со сравнительно-исторической методикой автор рекомендовал руководствоваться тремя принципами:
- учет исторического опыта разных народов с помощью сравнения в максимально обширной базе;
- использование материалов из разных областей научных знаний, имеющих какое-то отношение к объекту социологических исследований, применение всех доступных методик;
- аналитика закономерностей в социологии с опорой на общество, как органическое единство всех его сторон.
При соблюдении перечисленных правил, по мнению М. М. Ковалевского, получится разобраться в «естественной общественной истории», а также определить стадии его «внутренних форм развития». Ключевым аспектом при формировании взглядов социолога являлся прогресс общества. Под этим термином подразумевался трактат главных законов социологии. Автор был убежден в том, что социология не существует без идей о прогрессивном развитии. При этом каждый из народов проходит через почти идентичные стадии эволюции, что может отличаться при рассмотрении разных временных периодов.
Социальная солидарность в трудах М.М. Ковалевского
В понимании русского социолога прогресс общества представляет собой непрекращающийся рост социальной солидарности. Он опирался на факты возникновения солидарности естественным путем, когда происходит биологическая эволюция человечества, люди предпочитают объединяться, вместо того, чтобы прибегать к персональным форматам борьбы, осуществляется разделение труда.
М.М. Ковалевский полагал, что повышение степени социальной солидарности объединяет людей в масштабные общности, например:
- племена;
- нации;
- государства.
Процессы протекали со времен, когда существовали первобытные племена, и продолжают реализовываться в современности. Несколько стадий социальной солидарности:
- «единство рода», образованное по причине формирования разных общин;
- «патриотизм», вызванный образованием стран и национальностей;
- «космополитизм», возникновение которого запланировано по причине формирования разных региональных объединений, параллельно с образованием мировых федераций.
Автор отмечает разноплановое развитие социальной солидарности. В качестве примера можно привести формирование государств и наций, параллельно которому происходит образование небольших социальных обществ в виде классов, каст, сословий. М. М. Ковалевский представил доказательства снижения интенсивности противостояния между классами со временем, их примирения в результате отмены рабства, а затем и замены крепостничества трудом по найму. Примером является установление сотрудничества между предпринимателями и рабочими с конца XIX до начала XX века.
Максим Максимович Ковалевский выделял среди ключевых видов социальной эволюции прогрессивные формы в экономике и политике. В первом случае прогресс, по мнению социолога, заключался в трансформации натуральных форм ведения хозяйственной деятельности для дальнейшего потребления и формировании международных рыночных меновых форматов хозяйства. Политический прогресс с точки зрения автора представлял собой переход от национальных форм государствования к формированию мировой федерации.
Социология М. М. Ковалевского представляет собой многоплановое и социально-оптимистическое направление. Автор проводил исследования в области традиционных форм проявления либерализма и позитивизма. Представленные паттерны также были связаны и с анализом социально-политической среды, параллельно с перспективами общественного развития.