Профессии из категории «человек-человек»: описание, особенности, перечень специальностей
От выбора профессии зависит во многом будущее человека. Согласно классификации Климова профессиональные направления сгруппированы по объекту, с которым специалисту необходимо взаимодействовать в процессе выполнения должностных обязанностей. В случае категории «человек-человек» предполагается работа с людьми в той или иной степени. Рассмотрим подробнее особенности и отличительные характеристики этой сферы деятельности.
Что представляет собой профессия вида «человек-человек»
Представители профессий типа «человек-человек» специализируются на обучении, воспитании, обслуживании, руководстве. Специалисты общаются и непосредственно взаимодействуют с другими людьми. Развитие и совершенствование профессиональных навыков при этом сопряжено с изучением гуманитарных дисциплин, в том числе, истории, литературы и прочих предметных областей, цель которых состоит в исследовании общества и социума.
При выборе специализации в сфере «человек-человек» необходимо руководствоваться собственными интересами и увлечениями. Конкурентным преимуществом специалиста является наличие успешного опыта организации различного рода массовых мероприятий, коллективной работы, руководства некими группами людей. В рассматриваемой области выделяют следующие направления:
Специфика профессий из категории «человек-человек»
Ключевой задачей работников сферы «человек-человек» является умение взаимодействовать с другими людьми. Без этого невозможно выполнять принятые на себя профессиональные обязанности. К примеру, воспитатели и педагоги обладают навыками общения с детьми. Сотрудники медицинских организаций умеют найти подход к каждому пациенту. Успех в выбранной профессии определяется следующими факторами:
- высокая квалификация специалиста;
- умение формировать и поддерживать контакты с людьми, которые отличаются характером, поведением, манерой общения.
Представитель данной сферы должен обладать коммуникативными и социальными навыками. Достойно справляться с поставленными задачами способен специалист с развитым эмоциональным интеллектом.
Какие качества характерны для представителя профессии «человек-человек»
Любая специальность подразумевает определенные нагрузки, в том числе, физические, интеллектуальные и эмоциональные. Таким образом, работник сферы «человек-человек» может уставать не меньше, чем специалисты, работающие на производстве или занятые в строительной отрасли. Рассмотрим основные качества, которыми необходимо обладать представителю профессии, постоянно взаимодействующему с другими людьми:
Наладить контакт с другим человеком можно при наличии крепкой эмоциональной устойчивости, настроя на общение, хорошего понимания чувств и эмоций. Люди, которые быстро и легко находят общий язык с окружающими, имеют все шансы для активного развития в выбранной сфере деятельности. Существуют приобретенные профессиональные умения, которые также важны для успешного специалиста из области «человек-человек»:
- Качественная речевая подготовка. Работник из этой сферы должен говорить четко и ясно, понятно излагать свои мысли и максимально однозначно доносить информацию до слушателя.
- Физическая выносливость организма, презентабельный внешний вид. Люди, которые хорошо и опрятно выглядят, придерживаются лаконичного стиля одежды, владеют мимикой и пантомимой, располагают к общению и производят должное впечатление на окружающих.
Специалист, профессиональные обязанности которого связаны с общением, должен уметь слушать и воспринимать информацию, ему адресованную. К примеру, в процессе разговора врач не перебивает пациента и концентрирует внимание на его жалобах.
Специальности, относящиеся к категории «человек-человек»
Перечислим наиболее востребованные и популярные профессии из этой области:
- парикмахер-стилист;
- продавец-консультант;
- организатор производственных процессов;
- медицинский специалист;
- педагог;
- судебно-медицинский эксперт;
- врачебно-страховой эксперт;
- социолог;
- воспитатель;
- тренер;
- методист;
- экскурсовод;
- торговый представитель;
- хирург;
- менеджер;
- политолог;
- инспектор полиции;
- хирург;
- администратор.
При общении с людьми важно сохранять оптимистичный настрой. Залогом быстрого налаживания контактов являются способность к состраданию и сопереживанию. От специалиста, который работает с людьми, требуется быть доброжелательным, сохранять спокойствие, иметь большой запас терпения. Отзывчивость помогает наладить правильные механизмы взаимодействия.
Противопоказания
Перечисленные качества являются неотъемлемым атрибутом работника сферы «человек-человек». При их отсутствии следует рассмотреть другие варианты для выбора будущей профессии. Кроме того, существует список особенностей, при наличии которых человеку не стоит рассматривать данную сферу деятельности:
- речевые дефекты;
- плохо развитые навыки речи;
- замкнутый тип характера;
- отсутствие желания и потребности общаться с окружающими;
- выраженные физиологические отклонения;
- неаккуратность и нерасторопность;
- равнодушие и подобные черты характера.