Речь и мышление: взаимосвязь

Дата: апрель 18, 2022 14:10
Просмотров: 942

Статья рассматривает связь речи и языка с процессом мышления, значение речи для передачи мыслей между субъектами, для совершенствования мыслительных процессов. Приводятся функции слова, речи и мышления, их взаимосвязь. Рассказывается о понятии как об инструменте обобщения схожих явлений и предметов, о различных формах обобщения, используемых человеком в повседневной жизни.

Слово как выражение мысли

Чувственное восприятие мира, мышление человека и речь тесно переплетены между собой. Слово является материальной оболочкой мысли, закрепляет представление об объекте познания. Речь помогает отделить объект как таковой от множества его свойств. Давая через слово определение какому-либо объекту или явлению, мы можем донести знание о нем до других людей.

Когда в голове у человека рождается мысль, она всегда выражена посредством языка, на котором привык общаться человек. Попадая надолго в другую языковую культуру, человек со временем начинает не только говорить, но и думать на используемом им для общения языке.

Чем глубже и основательнее продумывается мысль, тем более понятное выражение она находит через слова, и тем доступнее становится для восприятия ее собеседником. Для точной передачи мыслей другим людям необходимо тщательно подбирать слова, наиболее полно отражающие суть мысли, чтобы избежать недопонимания или искажения ее первоначального значения.

Процесс формулирования мысли в словесную форму, произнесение ее вслух помогает и самому человеку понять ее более отчетливо. Этот процесс фокусирует внимание на отдельных элементах мысли, ее нюансах, закрепляет мысль в словесной форме, способствуя ее осознанию и пониманию собеседниками.

Мысль, выраженная словами, может быть впоследствии углублена и сопоставлена с другими мыслями, возникающими как у данного человека, так и у иных субъектов.

Мышление человека и слово

Для того чтобы не потерять мысль, необходимо ее зафиксировать в словесной форме устно или письменно. В этом смысле слово является элементом рассудительного (дискурсивного) мышления, которое раскладывают на составные логические части.

Примечание 1

Благодаря этому позже можно вернуться к высказанной ранее мысли, рассмотреть ее более глубоко, сравнить с другими, подтвердить ее правильность или опровергнуть.

Психология как наука всегда считала речь и мышление крайне важными процессами. При этом не было единого мнения о том, являются ли эти процессы единым явлением или же раздельными.

В настоящее время принято придерживаться теории, что явления эти можно считать единым целым. Но в то же время они имеют некоторые характерные особенности, позволяющие не считать их одним и тем же (другими словами — это две части одного целого, две стороны одного и того же явления).

Лев Семенович Выготский, советский психолог, считал эти понятия родственными. По его мнению, слово является живой клеткой, содержащей в себе простейшие свойства, характерные как для речи, так и для мышления. То есть речь и мышление имеют одну и ту же основу — слово. При этом слово — не просто название какого-либо предмета или явления, его «этикетка», а скорее его характеристика, акт мышления.

Примечание 2

Слово является частью речи, необходимой в процессе общения между людьми. Таким образом через слово выражается единство речи и мышления — речевое мышление.

Речь и мышление, их функции

На ранней стадии развития человечества функции мышления и речи сильно отличались.и развивались независимо друг от друга.

Речь являлась средством общения, служила для коммуникативных связей между первобытными людьми в процессе управления их коллективным трудом.

Это можно пояснить на примере общения животных или маленьких детей с помощью средств, не связанных с процессом мышления (мимики, жестов, выразительных движений). Данные средства способны передать внутреннее состояние животного или ребенка, но в отличие от словесного выражения, они не являются неким обобщающим понятием, знаком.

Психологи выделяют у детей:

  • фазы развития речи до сформировавшегося интеллекта;
  • фазы развития интеллекта до формирования речи.

Выготский Л. С. считает, что эти два процесса объединяются в возрасте около двух лет. В это время мышление приобретает признаки речевого, а речь ребенка приобретает признаки развитого интеллекта. Данный переломный момент в функционировании речевых и мыслительных способностях определяется по увеличению количества употребляемых ребенком слов. Он начинает воспринимать речь как необходимый инструмент общения и понимать символическую функцию, выполняемую словом.

Поскольку количество существующих в мире предметов и явлений неисчислимо и постоянно появляются новые, присвоить каждому из них отдельное название попросту нереально. Поэтому люди договорились группировать их по определенным признакам и обозначать символически одним и тем же термином.

При этом человеку для полноценного общения вовсе не требуется обладать знанием всех существующих для обозначения предметов и явлений понятий, а достаточно ограниченного запаса слов.

«Понятие» — что это такое

Данный термин имеет как минимум два значения.

Определение 1

Понятие — это:

  • отображенная в процессе мышления общность основополагающих качеств и свойств явлений или предметов (а также связей между ними), выраженная словосочетанием или одним словом;
  • логически оформленная мысль, классифицирующая предметы и явления по присущим им общим признакам внутри группы, и в то же время по специфическим именно для этой группы признакам по сравнению с другими группами.

Благодаря понятиям можно попытаться выйти в понимании предметов и явлений за привычную черту восприятия, что способствует углублению и обобщению знаний о них.

Понятие является важным элементом не только в мышлении и речи человека, но и в восприятии им предметов и явлений, их запоминании, придавая этим процессам глубину и избирательность.

Каждое понятие несет в себе множество присущих предметам, явлениям свойств и качеств, но поначалу ребенок способен воспринять только лежащие на поверхности — через его действия с этим объектом. По мере развития ребенка и приобретения им жизненного опыта, он сможет постигнуть разные стороны данного понятия уже с учетом скрытых характеристик объекта.

Формирование понятий о предметах и явлениях начинается у детей еще до овладения ими речевыми навыками, но активная фаза происходит только после овладения ими развитыми речью и практическим интеллектом.

Ученые Выготский Лев Семенович и Лурия Александр Романович изучили и описали уровни речевого мышления с помощью эксперимента. Каждому уровню был поставлен в соответствие вид обобщения, заключенный в слове:

  • синкрет;
  • комплекс;
  • понятие.
  1. Синкрет является самым примитивным видом обобщения, соответствует низкому уровню развития понятий. Он характерен для детей младшего дошкольного возраста. В его основе лежит синкретизм — то есть случайное объединение разнородных объектов по каким-то отдельным признакам (например, совпадающих по времени и/или находящихся в одном пространстве). Пример такого обобщения: «пассажиры седьмого вагона поезда Москва — Адлер». Чаще всего синкрет фиксирует не объективные свойства предмета или явления, а отношение субъекта к объектам. Так, например, ребенок может называть словом «бяка» или «кака» любой предмет, вызывающий у него негативные эмоции (страх, отвращение, неудовольствие). Этими словами он может одновременно обозначить невкусную еду, большого паука, двигающийся от сквозняка комок пыли.
  2. Комплексное обобщениеявляется более сложным образованием. Оно свойственно более позднему возрасту в соответствии с генетикой. Слово «би-би» в мышлении ребенка и его речи может означать:
    • машину, издающую звуковой сигнал;
    • громкий звук, похожий на сигнал автомобиля;
    • любой автомобиль, даже не издающий звуковой сигнал;
    • любой предмет, который двигается и/или имеет колеса (например, велосипед);
    • игрушечную машинку;
    • что-то, похожее на колесо автомобиля или его руль (например, клумбу из старой покрышки, обруч).

Предметы и явления здесь обобщаются по принципу неустойчивости, непостоянства критерия, его несущественности. Каждый компонент комплекса имеет нечто общее с другим компонентом, но не со всеми сразу. Если из этой цепочки убрать средние звенья, то можно не понять, почему крайние звенья называются одинаковым словом. Подобные комплексы образовываются на эмпирическом опыте ребенка. Взрослый человек тоже использует комплексное обобщение, когда делает какие-то выводы. Например, называя Петю «трусом», мы берем за основу собственные наблюдения за его поведением, не принимая во внимание мотивы, побуждающие его поступать подобным образом.

  1. Мышление в понятияхявляется самым поздним на генетическом уровне, самым социализированным и, в соответствии с этим, — высшим. Эти обобщения имеют вид понятий, так как происходит дифференциация признаков вида и рода. Между определенной группой объектов и каждым представителем этой группы появляются постоянные логические отношения. Понятие обладает тремя признаками:
    • абстрактность;
    • существенность;
    • устойчивость (присутствие во всех объектах одновременно).

Понятия всегда являются осознанными, их можно легко определить словесно. Задайте ребенку вопрос: «Что такое автобус?». Скорее всего, он ответит что-то типа: «Это то, на чем люди ездят на работу». Налицо комплексное обобщение по принципу функциональности.

Взрослый человек может ответить так: «Автобус является видом общественного транспорта, он двигается за счет процесса сжигания жидкого топлива в двигателе внутреннего сгорания». Такое представление называется понятийным.

Личность, владеющая понятием, может структурировать (обобщать) свои знания об окружающем мире достаточно однозначно и четко, а также передавать свои мысли окружающим в устной или письменной форме.

Примечание 3

Жизнедеятельность человека связана с обобщениями всех трех видов: в зависимости от ситуации это может быть и синкрет, и комплекс, и понятие.

Первые слова, которые произносит ребенок, по смыслу являются не отдельным словом, а фразой. Слово у него может заменять целое предложение. Например, ребенок полутора лет показывает на птицу, которая приземлилась, чтобы поклевать хлебные крошки, и комментирует: «Бах!» Тем самым он передает информацию: «Птица летела, а потом села на землю». В данном случае он расценил приземление птицы как «падение» предмета на землю, которое ранее им обозначалось словом «Бах!»

Постепенно, в процессе развития семантических способностей, ребенок общается целыми предложениями, и только потом начинает использовать слова по отдельности. Здесь следует пояснить, что развитие речи ребенка идет параллельно двумя путями: смысловое развитие и звуковое развитие.

Смысловая (то есть семантическая) сторона развития направлена от целого к частному. Звуковая (физическая) сторона развития направлена от частей (слов) к целому (предложениям).

Для понимания взаимосвязи между мышлением и речью следует обратить внимание на внутреннюю речь.

Определение 2

Внутренняя речь — беззвучный диалог человека с самим собой, возникающий всегда в процессе мышления «про себя», является сокращенной формой речи, не относится к средствам общения.

Обычно сокращению подвергается подлежащее, а сказуемое, и все относящиеся к нему части речи, остаются. Такую форму речи можно назвать предикативной, когда для понимания фразы нет нужды произносить название обсуждаемого явления или предмета — собеседники и так прекрасно понимают, о чем идет речь.

Внутренней речи, ее семантической стороне, присуща также агглютинация (слияние образов, способ словообразования путем соединения корней или основ разных слов). Полученное таким образом слово несет в себе двойной смысл. Данный способ может превратить целое предложение в одно слово через последовательное их слияние. Ярким примером такого приема служат герои произведения Корнея Ивановича Чуковского (Мойдодыр, Тянитолкай, Айболит).

Выготский считал, что слово является концентрацией смысла. Во внутренней речи присутствует много слов, непохожих по своей структуре и применению на используемые в устной и письменной речи словоформы. Чтобы перевести такие слова из внутренней во внешнюю речь, передать их смысл, потребовалось бы не одно предложение. Это своего рода внутренний план речевого мышления, являющийся посредником между мыслеформами и словоформами.

Существует такое понятие — эгоцентрическая речь. Она свойственна большинству детей в возрасте около трех лет. Дети в этом возрасте, увлеченные игрой, часто разговаривают сами с собой.

С возрастом она проявляется все реже, переходя в речь внутреннюю. Но даже некоторые взрослые, рассуждая в процессе решения какой-либо задачи, могут высказывать вслух обрывки мыслей, понятные только им. Эгоцентрическая речь у взрослых людей проявляется тем сильнее, чем сложнее задача. По своей форме она является внешней речью, а по психологическому значению — внутренней.

Примечание 4

По мере того, как ребенок овладевает внутренней речью, проявление эгоцентрической сокращается, пока совсем не пропадает. Происходит это за счет абстрагирования — отделения мысли от ее звуковой составляющей.

Швейцарский психолог и философ Жан Вильям Фриц Пиаже вел споры с Выготским относительно сути эгоцентрической речи и ее роли, которую она играет в психическом развитии детей.

Лев Семенович доказывал, что этот вид речи не просто сопровождает с помощью звука протекание мыслительного процесса, но и является единственно возможной формой существования детской мысли.

Эту стадию необходимо пройти, чтобы мышление превратилось в умственный процесс, сопровождаемый внутренней речью.