Символы, их значение для человека согласно Юнгу

Дата: апрель 19, 2022 14:10
Просмотров: 4277

Статья раскрывает вклад Юнга в исследование символов, их значение для древнего и современного человека, источники их возникновения. Рассматривается роль сознания и подсознания в восприятии информации, участие подсознания в выработке символов, значение символов в религии, воздействие символов на человека и его ощущения

Роль Юнга в изучении символов

Основатель аналитической психологии, швейцарский психиатр Карл Густав Юнг ввел в психологию термины «анимус» и «анима», обозначив ими архетипы, связанные соответственно с мужским и женским полом. По его мнению:

  • анимус является мужской частью женской психики и источником иррационального мнения женщины;
  • анима, наоборот, является женской составляющей мужской психики и при этом служит источником его иррациональных эмоций — настроения и чувств.

Юнг изучал и переоценивал значение подобных символов. Его работы на эту тему актуальны и по сей день.

До Юнга было принято считать, что символы имели сакральное значение лишь для первобытных людей, и поэтому применялись в их жизни повсеместно. По мнению его предшественников, современный человек не придает символам важного смысла.

Карл Юнг занимался:

  • изучением характерных черт, присущих символам;
  • нахождением отличий символов от обычных знаков;
  • поиском связи между символами и бессознательным;
  • изучением сновидений человека, несущих в себе некую символичность.

Ученый исследовал символы не только в виде изображений, образов, но и в виде слов. Он обращал внимание на слова, являющиеся опознавательными знаками — обозначения, которые нельзя описать другими словами. К ним относятся, например, сокращения, образованные заглавными буквами (ЕЭС, ЮНЕСКО, НАТО и т. д.), популярные бренды (Adidas, NIKE), запатентованные лекарственные средства (No-spa). Подобные слова являются узнаваемыми при их использовании в устной или письменной речи, хотя и не обладают значением сами по себе.

Согласно Юнгу, символ не просто является узнаваемым термином или зрительным образом, он представляет собой нечто большее, несущее неизвестность, некую тайну, неопределенность.

Так, например, круглая форма какого-либо предмета в древности была связана с Солнцем, его символом было изображение круга. Именно поэтому на Масленицу принято печь блины, так как они издревле связывались с наступлением Весны, приносящей солнечную погоду.

На картинке ниже представлены символы Солнца (наскальные изображения в разных культурах).

Как определить, является ли образ или слово символом? Сакральное значение, присущее символическим вещам, должно выходить за пределы их прямого назначения. Оно, как правило, не поддается строгому и однозначному объяснению.

Если человек попробует размышлять над смыслом символа, то разум приводит его к идеям, находящимся за пределами логического понимания — к тому, что мы называем божественным, основанным исключительно на вере.

Сознание и подсознание человека, их роль в восприятии

Религия часто использует словесную и зрительную символику осознанно, для обозначения явлений, неподвластных нашему разуму.

Но существует и бессознательная выработка символов практически каждым человеком через его сновидения.

Все дело в том, что с помощью разума человеку не дано постичь явления целиком. Причина этому — ограниченность возможностей человеческих органов зрения, слуха, осязания и прочих чувств. Поэтому человек и придумал такие приспособления, как микроскоп, подзорная труба, различные акустические приборы и т. д.

Восприятие человека работает и на подсознательном уровне. Органы чувств реагируют на внешние раздражители независимо от разума человека. Именно так информация о звуках, объектах, запахах, вкусах попадает в мозг и обрабатывается разумом, преобразующим их в психические элементы, исследовать которые не представляется возможным. Таким образом, огромное количество психических процессов восприятия окружающего мира остается неизученным.

В качестве примера подсознательного восприятия можно привести водителя, который жмет на тормоз, увидев выскочившее прямо перед ним на дорогу животное, еще до того как он осознал произошедшее, и принял сознательное решение нажать на тормоз.

Порой случается так, что человек не обратил на какое-то незначительное событие осознанное внимание, но подсознание зафиксировало этот факт в своей области, не пересекающейся с областью сознательного. Впоследствии при определенных обстоятельствах (например, при попытке восстановить события) данный факт может всплыть в памяти.

Воспоминания, сохранившиеся в подсознании, могут всплывать во время сна. В сновидениях к нам приходят в виде символов и образов зафиксированные подсознанием отдельные стороны событий. То есть событие может одновременно восприниматься и осознанно, и подсознательно. И именно подсознательные аспекты проявляются во сне, а их исследованием занимаются ученые, изучающие темы сна.

Тем не менее, ряд ученых достаточно долгое время отрицал факт существования двух раздельных областей психики. Они объясняли свою позицию тем, что в таком случае должно было бы происходить раздвоение личности.

В современном мире проявление в человеке двух разных личностей уже считается рядовым явлением, а не признаком патологии, и наличие подсознания уже мало кем подвергается сомнению. Психика человека таит в себе столько же неизведанного и необъяснимого, как и вся окружающая нас Вселенная.

Первобытные люди часто страдали диссоциативным расстройством личности. В то время не было принято считать душу (этот термин был равнозначен понятию «психика») чем-то цельным, неделимым. Напротив, они считали, что у каждого из них есть еще и душа, живущая в одном из представителей растительного или животного мира.

Они называли эту часть «лесной душой». Таким образом один индивид объединял себя с другим живым объектом на уровне подсознания. Животное, в котором, как считал человек, обитала его «лесная душа», становилось ему «братом».

Если таким «братом» был дикий зверь, то человек мог безбоязненно находиться среди его «сородичей». А если вторая, «лесная» часть души принадлежала определенному дереву, то оно имело такую же власть над человеком, как его родитель. Тот, кто оскорблял такого «родственника», тем самым оскорблял самого человека.

В некоторых племенах душа человека по поверью была поделена не на две, а большее количество душ. Таким образом, первобытный человек считал себя состоящим из нескольких частей, связанных между собой.

В те времена раздвоение психики или ее распадение на большее количество частей было делом привычным. Она не обладала гармоничной целостностью.

Юнг был уверен, что даже сознание человека цивилизованного не смогло достичь уровня, при котором оно стало бы полностью неразрывным.

Сознание — очень тонкая и уязвимая вещь, подверженная воздействию неконтролируемых эмоций, приводящих к его фрагментации. При этом весьма ценным навыком является способность человека изолировать часть своего разума для концентрации на чем-то особенно важном в данный момент.

Это может происходить осознанно, и тогда такая изоляция является приобретенным благодаря цивилизации навыком. Но в том случае, если подобная изоляция происходит помимо воли человека, спонтанно, то это пример невротической патологии — то, что в древности называлось «потерей души».

Знаки, понятия, символы и взаимосвязь между ними

Юнг расставил знаки, символы и понятия в порядке их значимости. Он считал знак чем-то гораздо меньшим, чем понятие, а символ — превосходящим понятие по своему назначению, так как оно является более очевидным. Символ же возникает спонтанно либо во время сна. В нем нет ничего рационального и логического. Это скорее иррациональное заключение, сделанное подсознанием.

Поскольку сон является одним из спонтанных проявлений психики, то ученый предположил, что и другие психические проявления могут способствовать появлению символов. Юнг выделил четыре категории проявлений психики. По его мнению, символическими могут быть:

  • мысли, неожиданно или назойливо приходящие человеку помимо его воли;
  • испытываемые им иррациональные чувства;
  • повторяющиеся ситуации;
  • совершаемые человеком спонтанно действия.

Символические ситуации могут возникать и при взаимодействии с подсознанием каких-либо неживых объектов. Истории известны примеры, когда после смерти человека само по себе разбивалось зеркало, в которое умерший часто смотрелся.

Символы могут быть как индивидуальными (имеющими значение для конкретного человека) и коллективными. В качестве последних можно привести религиозные образы, которые изначально появились в снах первобытных людей и были обработаны их фантазией, но не являлись придуманными с помощью разума.

Многим людям снятся символические сны, и они пытаются понять их смысл, пользуясь различными сонниками, составленными поколениями людей на основе имеющихся совпадений между сном и действительностью. На самом деле, один и тот же сон, приснившийся разным людям, может означать совершенно разные вещи.

Например, молодому человеку, робкому от природы приснилось, что он участвует в соревновании, в котором преодолевает все препятствия и оказывается победителем. В его случае сон означал, что у молодого человека есть все шансы на жизненный успех, если он преодолеет свою нерешительность.

Тот же самый сон, приснившийся пожилому человеку, который всегда вел активный образ жизни и продолжал это делать, несмотря на проблемы со здоровьем и запреты врачей, имел противоположное значение. Подсознание показало ему, что он все еще ошибочно считает себя молодым, здоровым, полным сил и поэтому поступает безрассудно, не прислушиваясь к рекомендациям врачей снизить физические нагрузки (так как на самом деле он далеко не молод).

По мнению Юнга, религиозные символы нужны людям, чтобы их жизнь имела смысл. Каждый человек в течение жизни придерживается определенных идей и убеждений, к чему-то стремится. Может наступить такой момент, что все цели уже достигнуты и жизнь начинает терять смысл. Верующему человеку проще справиться с таким жизненным кризисом, так как он, благодаря религиозным символам, своей вере, ощущает божественную суть своего существования, находясь выше психологии материального потребления.

Нашему сознанию символы придают необычное направление, так как связаны с информацией либо осознанной не полностью, либо вообще воспринятой на уровне подсознания (то есть бессознательно). Чаще всего такие идеи не совпадают с логически выстроенными мыслями (или даже противоречат им), поэтому люди, склонные к точным наукам и нуждающиеся в логическом объяснении, обычно не воспринимают их всерьез. Им сложно воспринимать все, что выходит за рамки обыденного сознания, включая рожденные подсознанием эмоции и аффекты.

Религиозные символы

В христианстве одним из религиозных символов является крест. Считается, что он указывает на жертву, принесенную Иисусом Христом ради искупления грехов человечества перед Богом. По преданию, Иисус был казнен способом распятия на кресте, распространенном в древнеримском государстве. Крест стал символом украшения православных храмов, а также могил умерших христиан.

При этом форма креста православной и католической церкви отличается. У католиков крест имеет одну поперечную перекладину, а нижний конец креста вытянут в длину. Православный крест имеет две поперечные перекладины (короткую верхнюю и удлиненную основную), а также одну косую (нижнюю) перекладину.

Символ креста отражен также в понятии «нести свой крест», который каждому дан Богом по его силам. Это значит на протяжении всей жизни с благодарностью, смирением принимать все испытания, выпавшие человеку, терпеливо исполнять все заповеди Христа.

Интересен тот факт, что христиане не первыми придумали поклоняться кресту. Он был предметом культа различных древних народов задолго до зарождения христианства. В частности, у многих древних народов крест являлся символом огня. А поскольку огонь имел огромное, даже мистическое значение в их жизни, то обозначение креста было для них священным знаком, которому они поклонялись.

Предметом культа многих религий язычества был символ фаллоса. В индуистской религии он известен под названием лингама, олицетворяющего бога Шиву. Фаллос или лингам в религии означает мужское плодородие — то, что дает начало новой жизни. Таким образом это изображение стал означать плодородие в широком смысле слова.

В более позднее время в Индии лингам стал символом творческих сил Шивы, их абстрактным воплощением. В Бутане же фаллический символ стал эзотерическим. Жители этой страны до сих пор верят, что изображения фаллоса отгоняют злых духов и способны приносить удачу.

Однако фаллические изображения, оставленные подростками на стене какого-либо здания всего лишь означают их повышенный интерес к теме секса и к собственному пенису. Точно так же и эротические сны чаще всего являются всего лишь продолжением дневных фантазий человека (зачастую подавляемых им).

В исключительных случаях, когда человек, например, увлечен буддизмом и искренне почитает фаллические образы как символ плодородия, творческих сил или удачи, то его сновидения на данную тему могут иметь и символический смысл. Другими словами — все зависит от личности, увидевшей во сне данные образы.

Два вида символов — природные и культурные

Юнг поделил символы на две категории:

  • те, что возникли естественным путем (природные);
  • те, что были привнесены человеческой культурой.

Природные символы связаны с деятельностью подсознания и представляют собой все многообразие вариантов первичных архетипических образов. Если задаться целью дойти до исторических корней таких символов, то их можно обнаружить еще в древних источниках в виде образов и идей.

Культура привнесла собственные символы для обозначения вечных, непреходящих истин. Именно для этого они использовались религией с древних времен до наших дней. В результате цивилизация приняла их, сделав данные образы коллективными.

Символика прочно вошла в нашу жизнь, сохранив при этом свои «магические» свойства и находя эмоциональную реакцию со стороны многих людей. Психологи учитывают символические образы в своей работе, хотя они и не являются рациональными.

Юнг считал, что без придания важного смысла символическим образам, без их изучения и использования в современной жизни наше общество рушится, так как человечество теряет связь со своими корнями, и в результате морально опускается. К сожалению, эта потеря человечеством еще не осознана в полной мере, так как все это время наши «духовные наставники» были больше озабочены сохранением институтов своей власти, чем исследованием глубинных корней религиозной символики.

Как архетипы влияют на ощущения

Древние люди наделяли материю эмоциональными чувствами. Для них она была не безжизненной субстанцией, а воплощением образа, который они называли Великой Матерью, имея в виду «Матушку Землю».

То же самое касалось и Духа. В древности Дух почитался как прародитель, Отец всего что существует на Земле. В современном научном мире Духу отводится менее масштабная роль, его низвели до понятия интеллекта. Каждый человек слышал слова молитвы «Отче Наш», которые изначально несли в себе огромный эмоциональный заряд. Теперь же этот заряд исчез, растворился в интеллектуальном пространстве.

Данные образы являются архетипами, которым поклонялись в древности, используя различные религиозные ритуалы. На сегодняшний день они превратились нечто абстрактное и отвлеченное. Несмотря на всю практическую пользу наук для человечества, все же их развитие постепенно уничтожало саму человечность.

К сожалению, со временем человек потерял связь с природой, разорвал свое подсознательное единение с ней. Из-за этого природные явления перестали иметь для него символическое значение. Времена, когда животные, растения, камни могли говорить с человеком, сообщая ему важную информацию, давно ушли. Человек разорвал поток эмоциональной энергии, передаваемой ему природой.

Время, когда человек имел осознанную «связь с космосом», безвозвратно потеряно. Теперь эта связь может быть обретена им только через сновидения, когда сознание отключено и на первый план выходит бессознательное. Именно в снах человек обретает способность вернуться к своей первозданной природе, подчиняться ее инстинктам и перенимать ее образ мышления.

По своей сути человек — это набор полученных им за многие века характерных свойств. Имевшие место в древности стереотипы и предрассудки так или иначе наложили свой отпечаток на современные научные знания и на философию скептицизма.

Архетипы оказывают воздействие на человека через образы и тесно связанные с ними эмоциями. Сам по себе образ ничего не значит без эмоциональной привязки к нему. Так, число 13 или перебежавшая дорогу черная кошка оставляет совершенно равнодушным человека, не верящего в приметы. Если же человек суеверен, то он начнет испытывать негативные эмоции, излучая психологическую энергию и тем самым притягивая к себе несчастья.

Таким образом, архетип начинает воздействовать только тогда, когда человек не проигнорировал его, а хочет понять его значение.

Сны нужны человеку для того, чтобы в его сознание смогла проникнуть в виде символов информация из первобытного разума. Этот разум когда-то давно являлся выражением индивидуальности человека. Постепенно, по мере развития сознания человека, его разум имел все меньше контактов с изначальной психической энергией.

Тем не менее логично предположить, что полностью данный контакт не был утрачен и сохранился в подсознании. Во время сна происходит обращение к первобытным свойствам разума, мы словно возвращаемся к тем знаниям, которые были утрачены нами в процессе эволюции. Это заметно в проявлении во время сновидений основных инстинктов, различного рода иллюзий и фантазий.

То что находится в подсознании, является очень мощным по своему эффекту зарядом, и может вызвать у неподготовленного человека чувство беспокойства, неприязни, страха и даже ужаса. При попытке подавить содержание своего подсознания, не выпускать его наружу, человек может заработать невроз.

Настойчивые попытки нашего сознания добраться до содержимого первобытного разума можно сравнить с попытками человека восстановить забытые детские воспоминания или информацию о прошлой жизни после частичной или полной потери памяти.

Подсознание — это природное явление, неконтролируемое сознанием, способное помимо воли человека создавать символические образы, наделенные особым смыслом. Связь символики с психикой человека настолько велика, что не осведомленный в вопросах возникновения природных символов человек вряд ли сможет стать хорошим специалистом в области психологии.

Сегодня происходит глобальное переосмысление истории древнего времени благодаря анализу дошедших до нас из прошлых веков мифов, символов, образов. Для современных ученых наибольшую важность представляют именно следы, оставленные нам предками, а не происходившие в то время события.

Среди них такие свидетели древних верований, как построенные храмы, древние языки, сохранившиеся до наших дней изваяния и рисунки. Историки и филологи вносят свой вклад, переводя древние документы, надписи, имеющие отношение к верованиям, на современный язык.

Как символы воздействуют на человека

Воздействие разных символов может отличаться. Все зависит от их предназначения. Есть символы пробуждающие человека, помогающие перейти на новую ступень развития (обряд посвящения или инициации). Другие символы, напротив, могут вызывать чувство смирения и покорности — с их помощью оформлялись помещения, пристраиваемые к храму.

Что касается инициации, главная цель такого обряда заключалась в том, чтобы приручить, взять под контроль необузданную юношескую природу. Поэтому, несмотря на его жестокость, в целом ритуал посвящения был явлением одухотворяющим, облагораживающим молодого человека.

Среди ранних священных традиций есть символы, связанные с переходом личности на следующий, более зрелый этап развития. Они помогали человеку освободиться от состояния завершенности предыдущего этапа, на котором он находился в данный момент. Такой процесс называется трансцендентным преодолением шаблона или модели, чтобы человек мог совершить качественный скачок на более высокий этап развития.

Взрослый человек испытывает состояние завершенности, когда ему удается объединить сознание с содержанием подсознания («трансцендентная функция души» по Юнгу). При этом у личности открывается способность полностью реализовать имеющийся у нее потенциал, ее индивидуальное «Я».

Символы, которые помогают осуществить синтез подсознания с сознанием, называются трансцендентными, они олицетворяют усилия человека, осуществляемые им для достижения данной цели. Такая символика может принимать самые разные формы (в снах человека, проходящего переломный жизненный момент или при изучении истории), но значение ее будет воспринято через чувства человека.

Одним из таких символов является птица, олицетворяющая способность покидать свое физическое тело и перемещаться во Вселенной подобно ей.

Символом трансцендентного освобождения может быть паломничество или путешествие в одиночестве (означающее духовное странствие, во время которого он познает величайшую сущность смерти, несущую искупление и освобождение). Любой поступок, который можно охарактеризовать как избавление от чего-либо нежелательного, тоже считается символом освобождения.

Это может быть сновидение о побеге, уходе из дома, разрыве непродуктивных отношений или зависимости от кого-то или чего-то. Часто такие сны приходят в период, когда требуется принятие самостоятельного, жизненно важного решения, не считаясь с мнением близких и родных людей, к которым человек сильно привязан. Современному человеку непросто понять ту символику, что осталась нам в наследство из прошлого. Еще более сложной является попытка спроецировать текущие проблемы современности на имеющийся с древности конфликт между символами освобождения и привязанности. Для решения данной проблемы следует понимать, что психическое значение указанных древних принципов осталось без изменения, изменилась лишь их форма.

Таким образом, для современного человека символом освобождения может быть не только птица, но и любой летательный аппарат, способный в физическом плане избавить человека от действия гравитации — то есть воплощающий тот же самый трансцендентный принцип.

Что касается символов привязанности, то в древности они воплощали гарантию стабильности, защиту. В современном мире эти символы могут быть применимы в стремлении человека к безопасности (защите) в социальном смысле, к благополучию (стабильности) в плане экономическом.