Воспитание и образование дворянских детей во второй половине 18 века.
В этой статье исследуется роль формального школьного образования в социальной мобильности и социальной адаптации элиты в раннем современном контексте допетровской России.
Для воспитания детей дворянского происхождения применялись методы, ориентированные на формирование личности, которая должна была соответствовать определенному образу того времени. В основу воспитания ребенка закладывались такие качества, как благородство, ответственность, доброжелательность, а также мужество (для мальчиков) и утонченность (для девочек).
Определение 1
Дворянское воспитание рассматривается не в качестве определенной системы образования, а в качестве стиля жизни и совокупности ценностей, которые ребенок усваивал за счет подражания старшему поколению. Методы воспитания в дворянских семьях отличались требовательностью и точным следованием своду правил, направленных на контроль поведения ребенка. При этом важность имело не теоретическое предписание, а реальное соблюдение принципов в условии быта. Это касалось норм общения и поведения в условиях тех времен.
Отношение к детям в дворянских семьях
Стиль воспитания детей дворянского происхождения имел авторитарный характер. Принципы поведения и мышления формировались в ребенке за счет применения строгости, требовательности и даже жестокости. В качестве образования, как правило, выступал домашний вид обучения, организованный строгим расписанием. Дети дворянского происхождения начинали свой день довольно рано. За первым приемом пищи следовало выполнение уроков и других видов занятий. Воспитатели детей в дворянских семьях (гувернеры) строго следили за тем, чтобы ребенок соблюдал расписанный режим дня.
Проступки, совершенные ребенком, влекли за собой ограничение в сладком, запрет выходить на улицу, а также применением физической силы в качестве наказания. Детей наказывали розгами и заставлять стоять в углу или на коленях.
Несмотря на всю жестокость, воспитание детей дворянского происхождения характеризовалось и добрыми качествами. Процесс обучения проходил в доброжелательной и позитивной обстановке, к ребенку относились с теплотой и заботой.
Данные свидетельствуют о том, что грамотность действительно стала нормой среди дворян, а неграмотность, хотя и не редкость, стала преимущественно ассоциироваться с относительной социальной маргинальностью.
Обучение детей иностранным языкам стало популярно в первой половине столетия. Сначала это был немецкий язык, затем - освоение французского. Во второй половине 18 века предпочтение чаще отдавалось изучению немецкого и английского языка.
Влияние доходов семьи на образование дворянских детей
Воспитание детей дворянского происхождения напрямую зависело от состоятельности семьи. Качество образования было ниже у ребенка из менее богатых семей, которых обучали младшее поколение на дому. Это влияло на уровень грамотности у мелкопоместных дворян. Отсутствие образованных специалистов в системе воспитания мелко дворянских семей приводило к тому, что дети были малограмотные или неграмотны вовсе.
Со временем образованию и воспитанию детей начали уделять больше внимания. В начале 19 века родители нанимали профессионалов, имеющих опыт в актерском мастерстве, ремесле, парикмахерском деле и так далее. Чаще предпочтение отдавали иностранцам, так как местные высокообразованные педагоги были в недостатке. Нанятые специалисты обучали детей Закону Божьему и русской грамоте, чего не хватало в образовании ребенка из-за отсутствия местных учителей.
Младшее поколение из семей с большим материальным достатком изучали историческую, географическую дисциплину, французский язык, а также мифологию, которая являлась обязательным предметом обучения.
Образование и воспитание молодых дворянок
Образованию девочек до 18 века не уделялось достаточного количества внимания. Дискриминация по половому признаку приводила к тому, что обучение молодых дворянок было упрощенным. В семьях аристократического происхождения учителем для девочки выступала гувернантка, которая обучала ребенка поверхностным навыкам владения французского и немецкого языка, грамотности, а также исторической и географической науки.
Только в начале 19 века в образовательную систему девочек вводились новые направления, в которые могли входить:
- Пение.
- Танцы.
- Игра на музыкальных инструментах.
Однако обучение этим навыкам происходило в целях поддержания статуса девушки. Чаще акцент делали именно на манеры поведения молодых дворянок в обществе, а также этикету.
В некоторых семьях с большим достатком девочек предпочтительно отдавали в институты благородных девиц в Петербурге и Москве. Позже подобные заведения были открыты и в Казане, Нижнем Новгороде, Киеве и других больших городах.
Задачей воспитания молодых дворянок являлось развитие навыков поведения в обществе, а также умения нравиться мужчинам. В менее обеспеченных семьях девочек обучали как правильно вести домашнее хозяйство.
Важное 1
Стоит отметить, что воспитанию детей во второй половине 18 века уделялось мало внимания. Отцы чаще были заняты службой, матери - организацией гостевых приемов и чтением книг. Такое положение было характерно как для среднего дворянства, так и для аристократических семей.