Возникновение Земских соборов, их состав и специфика работы
В статье рассмотрены исторические предпосылки для возникновения Земских соборов, состав первого и последующих соборов, их специфические особенности, значимость каждого из соборов в истории России, причины прекращения работы.
Роль вече в регулировании общественной деятельности
Принципы, на которых основывались древнерусские права человека, во многом походили на принципы афинской демократии древних эллинских республик.
Согласно этим принципам верховной властью было наделено вече. Этим термином называли собрание свободных людей племени (или поселения), достигших определенного возраста (то есть, по их понятиям, взрослых), которые имели право голоса. Вече можно рассматривать как прообраз будущих Земских соборов.
В управлении страной применялся принцип монархии и единоначалия. Во главе страны находился князь, который либо наследовал этот титул, либо был избран на собрании вече и держал отчет перед ним.
Принцип наследственности для наделения высшей княжеской властью в то время не был обязательным, но при избрании правителя учитывалось его благородное происхождение. Кроме того, род, откуда происходил князь, должен был доминировать над остальными.
Благодаря этому устройство общественной жизни славян нельзя было в полной мере назвать монархическим. Византийские и арабские летописцы видели в нем больше факторов, свидетельствующих скорее о демократии, а не о монархии.
Примечание 1
Родоначальником первой княжеской династии был Рюрик. Восточные славяне выбрали его своим правителем на Новгородском вече.
Историки утверждают, что для восточных славян на протяжении долгих лет характерным был именно такой вечевой строй — как традиционное средство управления в их племенах, поселениях, а позднее и в городах. При этом в различные исторические периоды каждая область могла вносить в него свои коррективы.
Подобные собрания, называемые вечевыми сходами, действовали до середины 16 века.
Отменил их специальным распоряжением взошедший на престол первый русский царь Иван IV. Несмотря на это, в начале следующего века, называемого периодом Смутного времени, на подобных вечевых сходах и сборах провозглашалось как столичное, так и провинциальное народное сопротивление.
Ярким примером народного вече можно назвать сход на рыночной площади в Нижнем Новгороде в 1611 году. Именно там староста Кузьма Минин призвал собрать ополчение для борьбы с польскими интервентами и был поддержан собравшимися.
Иллюстрация ниже называется «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам». Художник К. Маковский, 1896 г.
Таким образом, решение о сборе ополчения получило статус общенародного.
Аналогичных соборов в истории России было множество. Они помогали совершенствовать процедуру принятия решений государственной важности. Занимались также они и решением различных гражданских вопросов.
Пример 1
В исторических летописях упоминается нежелание равноапостольного князя Владимира Первого (Святославовича) исполнять свой долг в части осуждения и наказания преступников. Будучи богобоязненным и очень миролюбивым человеком он почитал данную обязанность грешным делом, не согласующимся с христианским духом всепрощения. Недаром русский народ прозвал Владимира ласковым именем «Красное Солнышко» — он был любим народом за свою доброту, за введение единой веры (христианства), за то, что положил начало новой славянской эпохе.
Киевское духовенство на своем соборе смогло убедить князя, что свои человеческие качества (такие, как всепрощение, добродетель и благочестие) он может проявлять по отношению к личным врагам. Выступая же в качестве правителя целого народа, он должен оберегать его мир и нравы, и поэтому обязан осуществлять пресечение всяческих злых действий.
На иллюстрации ниже — картина Михаила Домова «Выбор князя Владимира 1. Последняя надежда язычников».
Вечевой строй и соборный принцип сочетались между собой и использовались для гражданского самоуправления еще в период становления государства в Древней Руси. С их помощью решались такие текущие вопросы, как выбор князя, соглашения с другими народами, военные действия. Помимо этого, они выполняли законодательную функцию.
В Великом Новгороде именно вече (народные сходы) длительное время имели право выбирать в качестве правящего архиерея одного из архиепископов. Это доказывает, насколько важными были соборные функции таких народных сходов.
Созыв первого Земского собора, его особенности
Дата созыва первого Земского собора до сих пор является предметом для споров историков. Но все они сходятся во мнении, что это произошло в период с 1547 по 1550 годы. В это же время, а именно в феврале 1547 года, Иван IV провозгласил Русское царство, ранее бывшее Московским княжеством. Эти два события были равноценными по своей значимости. Российская государственность во многом обязана своим развитием первому Земскому собору — на нем было учреждено положение о том, как будет функционировать новое государственное устройство.
Примечание 2
При созыве первого Собора Иван IV в числе прочих преследовал цель сократить количество распрей между сословиями, поэтому его еще называют «примирительным» Собором.
Для проведения Собора на Красной площади в Москве соорудили Лобное место, на котором Иван Васильевич зачитал послание к русскому народу, призывавшее к миру и духовному единению между сословиями.
Этому событию посвящено много картин. Одна из них приведена ниже.
Проанализировав дальнейшие события, историки предполагают, что именно на первом Соборе был принят Законодательный свод царства Русского (Судебник), его новая версия. Кроме того, на нем обсуждались задачи, связанные с гражданским строительством.
Уже вскоре на Руси начались значительные преобразования, высоко оцениваемые практически всеми учеными-историками.
Опричнина, как часть государственной политики, тоже появилась благодаря Собору. Эта система была применена Иваном IV (Грозным) в связи с тем, что не все аристократические сословия на деле были согласны с сотрудничеством и примирением, продолжая вести междоусобные распри. Такое положение дел ослабляло Русское государство. Благодаря Соборной поддержке, Иван Грозный начал искоренение оппозиции бояр и создал основы самодержавия на Руси, реализуя свою государственную политику.
Примечание 3
Иван IV не просто отменил принятые ранее вечевые сходы, но предложил взамен новый механизм управления государством, основанный на народном представительстве. В дальнейшем эта форма управления получила активное развитие.
В основе принятия решений Земскими соборами лежит миротворчество. Цели созыва:
- предупреждение возможных кризисных ситуаций (в основном связанных с проявлением политического недовольства, которые надо было решительно пресечь);
- принятие судьбоносных для государства решений (утверждение свода законов, включение в состав Русского царства новых территорий, признание законного наследника и утверждение его на царский престол, либо избрание нового царя).
Следующие Земские соборы: их состав и особенности
Второй Земский собор датирован 1566 годом. Он был созван в связи с протекавшей в то время войной с Польшей и должен был решить связанные с этим проблемы. Данный собор насчитывал восемь структурных групп.
- В первой группе принимали участие 32 священника, из-за чего собор назвали Священным. Среди участников были 3 архиепископа, по 7 архимандритов и игуменов и 1 ризничий.
- Во второй группе было 16 бояр, хранитель печати Государя, 6 дьяков, по 3 казначея и окольничих.
- В состав третьей группы входили представители дворянства первой статьи (всего 97 человек).
- Четвертая группа состояла из детей бояр (второй статьи) в количестве 99 человек.
- Пятая группа — из трех торопецких помещиков.
- Шестая группа насчитывала шесть луцких помещиков.
- В составе седьмой группы были дьяк и 33 приказных;
- В восьмую группу были приглашены 76 купцов.
В общей сложности во втором Земском соборе было 374 участника. Они составили специальную грамоту, в которой выразили безоговорочную поддержку всех царских деяний, а также высказали собственное мнение относительно военных действий против польского короля.
Во времена правления Ивана Грозного верховная власть обращалась к Земским соборам еще 2 раза — в 1564 году по причине отречения от престола царя из-за боярских интриг; в 1579 году в преддверии Ливонской войны. При этом оба раза царь получил безоговорочную поддержку народа.
В следующий раз Земский собор был собран, чтобы утвердить на престоле Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, в 1584 году. Правил Федор Иоаннович с 1584 по 1598 год (погиб 17 февраля). Вслед за этим трагическим событием Московский Патриарх созвал очередной Земский собор, где и был утвержден на престол новый российский царь — Борис Годунов.
Данный собор был самым представительным: он состоял не только из 83 священников и 338 человек служилого сословия, но и включал представителей простых граждан (купцов, сотских).
- В число священников входили монахи (23 человека), игумены (24 представителя), архимандриты (в количестве 22 человек), 6 архиепископов и 4 митрополита, а также председатель Собора патриарх Иов.
- Среди тех, кто представлял служилое сословие, было по 17 человек из числа окольничих и бояр, 34 выборных представителя из городов, а также 45 стольничих.
Историки сходятся во мнении, что правление Бориса Годунова, несмотря на его безродное происхождение, можно назвать блестящим в первые годы. Годунов считался разумным правителем, имел народную поддержку, занимался государственным конструированием в глобальных масштабах. Ему удалось создать потенциал, который помог выстоять России в Смутное время (с 1605 по 1613 год) и во время польско-литовской интервенции (с 1609 по 1618 год).
В 1613 году состоялся очередной Собор, на котором царем был избран Михаил Федорович Романов. Это историческое событие положило начало новой династии.
Следующие 2 собора состоялись в 1648-1649 и 1653-1654 годах. На первом было составлено и утверждено Соборное уложение, а второй помог воссоединить народы России и Украины.
Земские соборы того времени (первой половины XVII века) требовали обязательного присутствия представителей низших сословий. Избиратели давали своим представителям соответствующие наказы, а те выступали от лица своего сословия, выражали их интересы, бесстрашно и свободно говорили об их нуждах.
Таким образом, если говорить об особенностях Земских соборов, то каждый из них имел свою специфику и не был похож на другой: у них не было строго регламента и единой формы проведения.
Примечание 4
В первые годы правления Михаила Федоровича Земские соборы приобрели статус органа, обладающего распорядительной властью. Определяющую роль в них играли представители дворянства при участии в принятии решений представителей городского посадского населения. Каждый собор решал важнейшие задачи того времени согласно указу верховной власти.
Поначалу, пока правил Михаил Романов, созыв Земских соборов происходил почти каждый год. В то время они имели возможность свободного выражения воли своих земель. После возвращения отца Филарета из польского плена (одновременно с процессом образования постоянного правительства) роль «народных представителей» уменьшилась и была сведена к подаче ходатайств на рассмотрение верховного правления.
Народные представители принимали активное участие в совершенствовании системы выборного представительства. Стряпчий Иван Бутурлин в 1634 году изложил свою программу по преобразованию Земского Собора. Вот основные положения программы:
- Собор должен работать непрерывно.
- Всех депутатов, независимо от их чинов, необходимо выбирать.
- Депутаты должны быть избраны на ограниченный срок — либо на один год, либо на усмотрение самих избирателей.
К сожалению, эти предложения по преобразованию не были приняты, так как для высшей власти подобный постоянный орган выборного представительства был бы слишком «беспокойным».
Российский Земский собор так и не смог приобрести статус законодательного учреждения, будучи органом представителей разных сословий. Силу закона получали только приговоры, утвержденные при участии Боярской думы, которую должен был возглавлять царь.
Земский собор перестал работать в 1653 году, после того как было решено включить в состав России Киев и Левобережную Украину В дальнейшем он созывался лишь в исключительных случаях для изучения и решения определенных проблем. В нем принимали участие выборные лишь из определенного сословия
В стране в этот период формировалась абсолютная монархия, опирающаяся на армию и бюрократическую структуру. Органы управления, состоящие из представителей народа, перестали быть актуальными для российской монархии.