Делаем презентацию для защиты диссертации

Дата: июнь 22, 2021 12:55
Просмотров: 820

Когда диссертация написана, остается дело за малым — подготовить презентацию. Какой должна быть структура? Сколько должно длиться выступление? Почему не стоит злоупотреблять спецэффектами? Далее — об этом и не только.

Презентация диссертации: структура, длительность

Зачастую соискатели любят добавить в презентацию специальные эффекты — переходы, анимацию и т.д. Этого делать не рекомендуется (только если вы не специализируетесь на моушн-дизайне). Чаще всего это приводит к тому, что защита затягивается, в худшем случае приходится нарушать временной регламент. Поверьте, членам аттестационной комиссии важно лишь то, какую информацию несут слайды позади. Хорошо, если эта информация будет легко восприниматься.

Презентация диссертанта должна содержать следующие данные:

  • название темы на русском и английском языках;
  • описание задач и как решались;
  • цель и результаты;
  • описание экспериментов (обязательно для соискателей ученой степени кандидата наук, доктора наук).

Обязательно укажите результаты исследования — это, пожалуй, самое важное.

Подаваемый материал должен быть ясным, четким, лаконичным. Визуальный контент должен дополнять (а не дублировать) вашу речь, а также быть интуитивно понятным для слушателей.

Постарайтесь не использовать слишком много английских слов. Идеально, если на иностранном языке будет лишь название темы и некоторые термины, например, в составе оборотов.

Не затягивайте! Обычно презентация длится от 15 минут (максимум 45). Как правило, на защиту кандидатской диссертации отводят не больше 20 минут, а докторской — 40.

Как подготовить презентацию диссертации

Для начала необходимо составить план. После исправлений переходите к созданию презентации непосредственно. Проработайте каждый слайд. Не стоит одни делать «сильными», а другие — как придется. Хорошими должны быть все. Подумайте, что будет изображено на каждом слайде, какие тезисы стоит вписать, как подписать иллюстративный материал и т.д. Отдельно позаботьтесь о последовательности кадров. Выстройте слайды в такой очередности, чтобы раскрыть идею исследования. Затем выберите программу, с которой будете работать. Рекомендуем настольное приложение PowerPoint.

Как создать презентацию диссертации с помощью PowerPoint

Первое, с чего стоит начать — это выбор шаблонов слайдов, который по цветовому сочетанию и строгим шрифтам идеально подойдет по тему вашего исследования. Шрифт, размер букв, интервалы, нумерация и другие атрибуты настраиваются точно так же, как и в Microsoft Word.

Чтобы поместить в презентацию дополнительные материалы (рисунки, таблицы, схемы, графики и т.д.), откройте файл, содержащий объект, и скопируйте его, зажав клавиши Ctrl и C, а затем, уже в PowerPoint, вставьте — одновременно нажмите Ctrl и V. Данную операцию можно совершить с помощью соответствующих пунктов «Копировать» и «Вставить» в главном меню.

После того, как разместите текст и иллюстративный материал, обязательно проверьте слайды на наличие орфографических ошибок. Проследите, чтобы иллюстрации «не съехали». Для этого перейдите в полноэкранный режим (также «Слайд-шоу»). Заметили недочет? Чтобы перейти в режим редактору, выйдите из полноэкранного режима (зажмите клавишу Esc). Снова раскройте на весь экран, чтобы убедиться, что все хорошо.

Google Slides: онлайн-сервис для командной работы

В случае, если вам нужно работать над созданием презентации совместно с кем-то (например, если вы хотите согласовать текст презентации с научным руководителем), веб-приложение Google Slides станет не заменимым помощником. Оно дает право редактировать документ в режиме реального времени сразу нескольким людям. Все правки фиксируются. При необходимости изменения можно «откатить».

Чтобы использовать Google Slides, достаточно установить в браузере специальное расширения. Это веб-приложение практически идентично PowerPoint, причем как в интерфейсе, так и по функционалу, поддерживает те же форматы файлов. Онлайн-сервис абсолютно бесплатен для использования.

Выступление на защите: как готовиться?

Необходимыми атрибутами на презентации диссертации перед членами Высшей аттестационной комиссии являются ноутбук или настольный компьютер, мультимедийный проектор, плакаты. Не всегда можно положиться на технику, поэтому на всякий случай распечатайте основные слайды в нескольких экземплярах. Члены ВАК наверняка положительно оценят вашу предусмотрительность.

Презентация не должна быть перегружена материалами. Сфокусируйтесь на главных тезисах — ключевых моментах вашего исследования. Следите за тем, чтобы изложением было линейным, не содержало противоречивых заключений, побуждало к логичным и однозначным выводам.

Откажитесь от длинных предложений, нагроможденных деепричастными оборотами, вводными словами и прочими синтаксическими конструкциями. Рекомендуемый объем текста на один слайд — не более 10 строчек с размером шрифта 24 пт (мельче не использовать). Не забывайте о заглавии: оно должно быть на каждом слайде.

Меняйте слайды каждые 2-4 минуты. Не стоит детально описывать приведенные графики, формулы, диаграммы, таблицы — ограничьтесь лаконичным описанием.

Психологический трюк: во время устных докладов слушатели, как правило, склонны запоминать лишь вступление и заключение. Старайтесь поместить в эти части ключевые мысли — четко, лаконично, доступно. Это поможет членам комиссии лучше понять суть вашего исследования. Чтобы не упустить ничего важного, заранее составьте речь и выучите ее наизусть.

Не забывайте: главное предназначение презентации — показать то, о чем вы не успеваете сказать (а хотелось бы). По сути, это отображение технических подробностей ваших изысканий. Результаты лучше конкретизировать устно, в то время как иллюстративный материал должен их подтверждать. Устное выступление не в коему случае не должно дублировать то, что отображено на экране.