Реферат на тему: «Применение инструментов государственно-частного партнёрства в общественном секторе Москвы»
Реализация государственно-частного партнерства (ГЧП) в настоящее время является все более распространенным инструментом в государственном секторе Москвы. Хотя экономическая теория утверждает, что такое партнерство выгодно и может применяться практически в любой стране, конкретного применения ГЧП в условиях Москвы пока не видно. Поэтому цель данной статьи — представить обзор инструментов государственно-частного партнерства, которые были внедрены и частично использованы в государственном секторе Москвы за последние годы.
Инструменты ГЧП можно разделить на два основных типа: связанные с проектным финансированием, такие как строительство-эксплуатация-передача (BOT), строительство-владение-эксплуатация (BOO), проектирование-строительство-финансирование (DBF), договоры генерального подряда и т. д., направленные на привлечение частных инвестиций в инфраструктурные проекты; и связанные с договорами на оказание услуг, такие как операционные концессии, которые предполагают более организационный подход между государственными структурами и частными компаниями, или договоры финансового лизинга, направленные на облегчение доступа к капиталу для государственных компаний.
Большинство случаев применения ГЧП в государственном секторе Москвы осуществлялось на основе концессионных соглашений на оказание услуг. В связи с этим с 2014 г. на конкурсной основе реализовывались различные проекты, в рамках которых конкретные государственные услуги передавались государственными структурами частным компаниям на амбициозные сроки от 10 до 25 лет. К таким услугам относятся, в частности, строительные работы, связанные с городским строительством, таким как возведение жилья или строительство дорог; обслуживание водопроводных сетей; услуги по утилизации отходов и др.
В качестве примера можно привести концессионное соглашение, подписанное в 2019 году между ОАО «Мосгортранс», принадлежащим Департаменту транспорта, и крупным строительным предприятием «ГорТрансСтрой» в целях развития дорожной инфраструктуры в некоторых районах столицы России. В рамках этого контракта «ГорТрансСтрой» взял на себя обязательства по строительству новых дорог как для автомобилей, так и для пешеходов, а также по их содержанию в течение 10 лет с последующей передачей «Мосгортрансу» через 3 года, когда эти объекты вновь потребуют реконструкции за счет государственных средств.
Еще один пример, заслуживающий внимания, произошел в 2018 году, когда по контракту с Департаментом транспорта была построена комплексная транспортная система для ОАО «РЖД» — государственной компании, осуществляющей управление железнодорожным транспортом на территории России. Данный инвестиционный проект предусматривал оснащение вокзалов электронными билетными системами и одновременно обеспечение всем необходимым оборудованием, в том числе устройствами GPS-слежения, предназначенными для осуществления текущего контроля на железных дорогах, расположенных в пределах Москвы. При этом ни авансовые, ни периодические платежи не осуществлялись непосредственно из средств департамента, а использовались внешние механизмы финансирования на основе кредитной линии, предоставленной государственным коммерческим банком «Открытие», изначально предназначенным для обслуживания медицинских страховых компаний, которые впоследствии отказались от предложения, посчитав риск слишком высоким из-за низкой прозрачности условий погашения кредита. В результате договор был досрочно расторгнут, что вынудило транспортную администрацию взять на себя расходы, связанные с расторжением договора, в размере около 800 млн. долл.
Наконец, особое внимание следует уделить прямым трансфертам из муниципального бюджета фирмам, выполняющим работы по заказу городских властей. Как правило, средства выделяются каждое полугодие в зависимости от критериев эффективности, согласованных в конкурсной документации, определенных сроков выполнения работ, заранее установленного перерасхода средств, что особенно важно с учетом текущего экономического спада во всем регионе, связанного с пандемическим кризисом, охватившим весь мир в последние месяцы. В целом, несмотря на трудности, реализация проектов ГЧП дает положительный эффект: улучшение распределения ресурсов, повышение эффективности, сокращение административного бремени, уменьшение бюрократии, стимулирование сотрудничества секторов позволяет разрабатывать различные сложные инфраструктурные инициативы приносящие большую пользу гражданам, поэтому идеи продолжают продвигаться вперед.